Уж меня в ангажированности с негативным уклоном не заподозрить: всегда с большим интересом слежу за новостями (успехами и (пусть) иногда скандалами) Пермского театра оперы и балета.
Недавно слушали прямую трансляцию «Летучего голландца» Вагнера из Перми в постановке Константина Богомолова: не оторваться было - голоса, драматургия, интрига до последнего такта.
Всегда по-доброму даже завидовала тем, кто летал в Пермь на премьеры театра, чувствуя себя обделенной в возможности личной встречи, живого звука и т.п.
И вот.
Билеты нынче дорогие, копеечка нынче тяжелая. Но Пермь приехала к нам на гастроли, идем! Мы за ценой не постоим.
Разочарование в «Норме» из Перми полное. Это если сразу о сухом остатке.
Постановка на редкость (режиссер-постановщик Максим Петров; балетмейстер почему-то) бледная, статичная.
В Мариинском театре такие спектакли честно называют «концертным исполнением», и билеты тогда продают с дисконтом.
Солисты в «Норме» из Перми не контактируют друг с другом от слова никак: ни тактильно, ни визуально: каждый в своей нише, ждёт, когда вступить… Муж заметил в антракте: «Так это они по мессенджеру общаются. Это, наверное, фишка постановочная такая? Ты просто не поняла…». Я в ступоре. Может, и не поняла.
А Поллион? Бедный Поллион (Ованес Айвазян), похоже, страдал не от любви, а от безделия: сидел, томился. И вообще осталось непонятным по ходу спектакля, как он, Поллион, такой мутный персонаж на этой сцене, мог стать яблоком раздора и страсти двух прекрасных дам?.. Не верю. Такой - не мог.
Костюмы. Костюмы невыразительные и балахонистые - на все случаи жизни?
Декорации. Их почти нет. Незамысловатый минимализм. Фон для солистов и хора. И даже титры плыли на этот безликий фон через строчку. Вот как так можно?..
Оркестр театра местами неуместно громок: звучал, как в филармонии на концерте, где тебя действие не отвлекает от музыки по жанру исполнения - только Винченцо Беллини.
Но мы ведь пришли в оперу? Опера - это праздник голосов, костюма, декораций, находок постановщика, а не только оркестра?
Партию Нормы исполняла вчера Мария Баянкина (она дебютировала на сцене Мариинского театра в 2013 г.) Готова ли Мария к такой сложнейшей партии бельканто? Вопрос. Вопрос остался открытым. Показалось, нет…
В первом акте - знаменитая каватина Casta Diva (Целомудренная Дива) в ее исполнении не впечатлила совсем. А это ведь бриллиант оперного искусства, легенда от Беллини…
Как пела эту партию Мария Каллас!.. Эх!.. За свою оперную карьеру Каллас пела Норму 89 раз!.. Каждый - на разрыв аорты.
Справедливости ради, во втором акте Баянкина (Норма) в дуэтах звучала все же убедительнее, чем в первом. Но зритель скис.
…А очаровательная Адальжиза - Наталия Ляскова - стала нашим открытием. Долгожданный вокальный оптимум. Так что спектакль - не полный провал.
…Мне посчастливилось как-то слушать арию Casta Diva в исполнении Рене Флеминг - от одного воспоминания об этой сцене, мурашки по телу…
И мурашки по телу, когда стояла у могилы Беллини в мраморном храме в Катании (Сицилия). В бессмертных операх рано ушедшего 33-летнего гения звучат незабываемые мелодии - с оттенком грусти и любви, присутствует высокий драматический накал и нешуточные страсти - все, что делает оперу оперой - усладой души. Беллини, как Шопен, по силе эмоционального воздействия на слушателя - вся душа наизнанку…
Да, «Норму» петь трудно. Образец традиции бельканто. А драматургия? Убийство собственных детей (несостоявшееся, слава Богу) еще та трагедия! «Норму» потому не каждый театр рискует ставить. Трудно. Ответственно. Но ставят же! И поют же!
***
И вот еще маркетинговый трюк «все на продажу!» в театре раздражает. Этот реверанс даже не к Пермскому театру, а к театру наших дней в целом. При анонсе «Нормы» от Перми в Петербурге (на афишах Мариинского театра и в Пермских чатах фанатов (очень активных и профессионально модерируемых)) было заявлено имя Вероники Джиоевой, оперной примадонны, одной из лучших сопрано современности («Какой прекрасный голос - как «Роллс-Ройс» - она должна петь в лучших театрах мира!» - Дмитрий Хворостовский).
Билеты, получается, продали на «Роллс-Ройс», а заявленное поначалу имя солистки сняли?
О замене потом ни слова. Вот как это?.. В былые времена такие «трюки» не работали, ибо зритель сдавал билеты при замене заявленных ведущих солистов спектакля и знал, что делать, если его права были попраны. Зритель имел право. Театр тоже извещал о замене на входе. А теперь?
Дальше больше о театре как таковом, который «начинается с вешалки».
А вешалок-то вчера всем и не хватило! По случаю наступившего лета, Мариинский театр (старая сцена) сократил гардеробы вдвое. А тут - бац! - плюс 10 и только. Хорошенькое такое лето. И люди пришли в верхней одежде.
… И бегал зритель по этажам Мариинского театра в надежде найти «лишний номерок», дабы пристроить как-то свой всепогодный плащик.
Так что театр действительно начинается с вешалки, господа. И уважение к зрителю начинается там же.
Вот такие грусти на выходе.
И вот еще анекдот. В программке спектакля было заявлено вчера два антракта. Потом как-то передумали. Ошиблись немного.
***
А у нас еще и на балет Пермского театра билеты прикуплены на 3 июня. Идти уже боязно, а сдать билеты нельзя - правила теперь такие: за три дня до спектакля билеты становятся невозвратными. Рынок, господа. Пойдем… Вдруг повезет?
***
P.S. «Этой ночью (1 июня - М.Т.) артисты Мариинского оркестра и Валерий Гергиев вылетели в Китай, где им предстоит дать концерты завтра и послезавтра». Пожелаем им успеха, а зрителям наслаждения. И Пермскому театру на гастролях в Петербурге тоже.
©️ Мила Тонбо 2023
Другие отзывы и рецензии автора на театральные и музыкальные спектакли (а также киноновинки) отечественных и зарубежных постановщиков (исполнителей) в подборке «Театральная гостиная»