Подошли к концу последние дни календарной весны, а это означает, что так громко анонсированное весеннее контрнаступление украинских войск не состоялось. То, что оно действительно планировалось именно весной, в конце апреля-начале мая, говорит многое, но в итоге по каким-то причинам было принято решение о его переносе.
Некоторые журналисты утверждают, что контрнаступление уже давно началось и идёт, только выражено оно не в многочисленных людских и машинных потоках, прорывающихся через наш фронт, а планомерными обстрелами артиллерией, РСЗО и ракетами наших тылов и важных пунктов управления. Постоянные диверсионные вылазки на территорию Курской, Брянской и особенно Белгородской областей тоже являются частью этого наступления. Что ж, можно с этим согласиться, однако я всё-же под контрнаступлением подразумеваю более активные действия противника, направленные на быстрый захват территории. На данный момент все вражеские действия можно считать подготовкой, разведкой боем. Ключевые резервы противника, включая обученных в Европе солдат и офицеров, а также последние поставки современной техники ("Леопарды" и "Мардеры") на данный момент так и не введены в бой и ждут приказа.
Причин переноса контрнаступления может быть великое множество, от объективных причин (дожди, превентивные удары наших войск по местам дислокации врага, неуверенность противника в успехе, отсутствие необходимой авиации и т.п.) до причин информационных - вполне может быть, что это контрнаступление вовсе и не планировалось весной, а все разговоры велись исключительно для кормления надеждами местной публики и создания информационного фона. Но я бы хотел отметить одну важную уязвимость нынешней ВСУ, которой наша армия обязана пользоваться, если собирается побеждать. О ней, этой уязвимости, крайне мало говорят, не отводя ей большого значения.
Все войны, начиная со Второй Мировой войны, неразрывно связаны с использованием огромного числа различной техники: авиации, артиллерии, танков, бронемашин, транспортных машин, кораблей и т.д. К сегодняшнему дню данная концепция ничуть не поменялась, а лишь дополнилась новыми современными видами вооружения, а также обилием компьютерной техники. Очевидно, что любая техника требует своевременного ремонта и ухода, иначе ресурс её очень быстро закончится. Именно поэтому такое огромное значение для успешного ведения боевых действий приобретают ремонтные мероприятия.
Совершенно несправедливым является то, что в информационном поле крайне редко можно отыскать видеосюжеты и новости о рабочих по обслуживанию и ремонту военной техники. А ведь работу этих людей сложно переоценить: ежедневно через их руки проходят десятки и сотни единиц техники, от чего напрямую зависят успехи на фронте. Каждая единица возвращённой в строй техники - это спасённые души солдат и офицеров.
Выход из строя техники может быть обусловлен одной из двух причин:
- боевые повреждения;
- эксплуатационный износ.
Боевые повреждения - это повреждения от осколков, взрывов, огня на поле боя. Но помимо боевых повреждений есть обычный эксплуатационный износ - каждый водитель своего личного транспорта прекрасно знает, что любая техника рано или поздно ломается, как её не береги. Учитывая огромный парк старой советской техники, находящейся в нашей армии, такие поломки происходят регулярно.
В СССР особое значение придавали быстрому ремонту вышедшей из строя техники, поэтому были отработаны многие важные вопросы, которыми мы пользуемся и по сей день. Ключевым моментом здесь стала максимальная унификация оборудования: очень многие агрегаты и механизмы в разных машинах полностью одинаковы, что позволяет значительно сократить парк запчастей и производить ремонт максимально быстро. Благодаря этому даже сложные виды ремонта удаётся осуществить буквально в полевых условиях, без транспортировки техники на специализированный завод.
В украинских войсках ситуация кардинально другая. Если на первых этапах так называемой СВ0 они использовали преимущественно советский парк техники, то спустя много месяцев боёв этот парк значительно подтаял. На первых порах вышедшую из строя технику компенсировали поставками такой же советской техники из стран бывшего соцлагеря, однако и её вскоре стало не хватать. Поэтому страны запада в отсутствии альтернатив начали поставлять уже свою технику, натовского образца. И здесь кроется ключевая уязвимость.
Дело в том, что поставки западной техники осуществлены по принципу "с миру по нитке": каждый участник поставок отправляет определённое количество техники из своих запасов, будь это танк, ББМ или просто грузовик. И если по части связи и координации между собой данная техника ещё подведена под некие единые стандарты НАТО, то в техническом плане там полная неразбериха. Каждая страна-изготовитель использует на производимой ей технике огромное количество уникальных, изготавливаемых только в своей конкретной стране деталей и механизмов. По факту мы имеем самый настоящий винегрет из английской, американской, немецкой, голландской, польской, турецкой, канадской, австралийской техники. И каждая из машин имеет свои особенности.
И как в таких условиях организовать эффективный и быстрый ремонт всей этой разношёрстной техники? Вопрос крайне сложный. Для каждой машины нужны свои запчасти, нужны свои специалисты, нужны свои приспособления. Большие цеха на территории Украины строить опасно - по ним регулярно прилетают ракеты и беспилотники, поэтому частично данную проблему стараются решать за счёт ремонта в соседней Словакии и Польше. Это означает, что нуждающуюся в ремонте технику надо долго везти на запад, а потом отремонтированную опять через всю территорию везти назад.
Вот именно здесь и нужны максимальные усилия по уничтожению эшелонов с техникой, движущейся по железным и автомобильным дорогам. Необходимо пользоваться данной уязвимостью врага, стараться как можно больше и чаще поражать, пусть даже не фатально, его машины. Любой ремонт займёт гораздо больше времени и средств, чем занимал раньше.
Всё это прекрасно знает противник. Возможно, в том числе и поэтому он до сих пор не рискнул бросить все свои "подарки с Запада" в бой. Знает, что в случае неудачи или затяжного характера боёв отремонтировать весь этот винегрет будет крайне тяжело.