Интерактивность – это всегда про взаимодействие. Вопрос в том, кто с кем или чем взаимодействует, и какая цель преследуется. Рассмотрим на примере школы.
Учитель объясняет тему урока. Ученики выступают в роли слушателей. Можно ли тут говорить об интерактивности? Скорее всего, нет. Это пассивный метод обучения. Общение происходит в одностороннем порядке: от учителя к ученику.
А если учитель проводит опрос учеников по изученной теме или домашнему заданию? Это уже активный метод. Учитель и ученик взаимодействуют друг с другом: учитель задает вопрос и тем самым даёт возможность ученику прийти к верному умозаключению.
И наконец, представим, что несколько учеников отвечают на один вопрос, дополняют друг друга, дискутируют. Взаимодействие происходит не только на уровне учитель-ученик, но и ученик-ученик. Это уже полноценный интерактивный метод проведения урока. Все ученики участвуют в обсуждениях, мотивированы вместе решить задачу и увлечены процессом.
Может показаться, что первые два метода обучения менее эффективны. Однако основная цель уроков – это освоение учебного материала и развитие познавательных навыков, то есть самостоятельного изучения новой информации, выявления и решения задач. С этим достаточно успешно справляются и пассивные методы обучения.
Вернемся к первому примеру. Учитель проводит урок в формате лекции, объясняя новый материал. Как в этом случает повысить эффективность усвоения знаний учениками? Можно использовать интерактивные средства обучения. Да, учитель по-прежнему будет единственным действующим лицом, но устройства визуализации с интерактивными (или сенсорными) функциями значительно повысят качество предоставления нового материала. То есть тут мы говорим уже о другом уровне интерактивности – о цифровых технологиях.
Интерактивные цифровые технологии
Как известно, практически 80% информации человек воспринимает при помощи зрения. Поэтому при объяснении темы важно использовать визуальные материалы. Они могут быть выполнены в виде презентации или видеоролика. Чем ярче и интересней материалы, тем легче заинтересовать учеников. Но, чтобы удержать внимание и стимулировать учеников поразмышлять над конкретными вопросами, нужно остановиться, поставить видео на паузу и физически указать важные моменты. Именно здесь на помощь приходит интерактивное оборудование.
Допустим, видео или презентация транслируются через проектор на большой экран. Можно остановить изображение, взять стилус и подчеркнуть или обвести нужную фразу, указать причинно-следственные связи. В этот момент ученики, которые уже успели отвлечься, опять направят свое внимание на экран и изучаемый материал. Таким образом, интерактивность помогает эффективно донести информацию.
Преимущества интерактивного оборудования
Активные и интерактивные методы обучения также с успехом используют интерактивное цифровое оборудование. В этих случаях интерактивные средства помогают разнообразить урок, ещё больше заинтересовать учеников. Во-первых, ученики привыкли к сенсорным дисплеям своих мобильных устройств, поэтому им намного легче показывать домашнее задание на экране, где можно пальцем или стилусом перелистывать страницы, рисовать на изображении. Ученики будут увереннее выступать перед классом. Во-вторых, на интерактивные устройства можно установить различные игровые приложения для проведения уроков (если они уже не встроены).
Таким образом, интерактивные методы и средства обучения помогают эффективно проводить любые уроки, повышая вовлеченность учеников и вызывая интерес к изучаемому предмету.