Зависимость детей от электронных устройств — настоящий бич нашего времени. Конечно, и нынешние родители смотрели мультфильмы по телевизору, играли на компьютере или в игровые приставки (признавайтесь, у кого была какая любимая игра). Но все же это был один из вариантов досуга, и отнюдь не основной.
У нынешних же детей отобранный телефон превращается в конец света. Начинаются истерики,топанье ногами, рыдания. Даже “отправить на улицу” не всегда вариант. Я столько раз видел, как группа младших школьников прямо на улице играет в очередную игру на смартфоне. Создается ощущение, что ребенка вообще не интересует реальный мир, только происходящее в экране.
Как же оторвать ребенка от гаджета безболезненно? Давайте разбираться.
Прежде всего ответим на вопрос “почему в принципе появляется зависимость от гаджетов?” Причина в том, что людям очень важно потреблять информацию. Так устроен наш мозг. Он нуждается в пище не меньше, чем желудок.
До появления гаджетов сбор информации для обработки был довольно энергозатратным делом. И ваши родители, да и вы сами наверняка вспомните, как читали книжки ночью, под одеялом, с фонариком. Лишь бы получить еще немного информации, узнать, чем же закончилась история, которая так вас захватила. Именно книга раньше была основным источником информации. При этом книгу нужно было прочитать, “обработать” в голове, проанализировать.
С гаджетами все куда проще. В интернете полно 10-15 секундных видео с примитивным сюжетом. Тем не менее, в этом ролике есть завязка, основная часть и развязка. При просмотре каждого такого ролика ребенок получает некую “законченную” информацию и свою порцию дофамина. А дофамин в свою очередь усиливает зависимость от гаджета. При этом мозг даже не успевает начать работать, и в итоге получается удовольствие без усилий. Кто же от такого откажется? Человек по природе ленив.
Так что же делать, если у ребенка зависимость от гаджета? Все зависит от возраста ребенка.
1. Дошкольник. С ними в принципе проще всего, потому что легко можно минимизировать общение с гаджетами. В детский сад их брать нельзя, гуляет ребенок в основном под присмотром старших. Оставьте ему 10-15 минут в день, и то, если он выполнит определенные условия. В этом возрасте ребенок всё же более управляем, и взрослый может четко сказать нет. Да, возможно, придется пережить несколько истерик, но рано или поздно новые правила игры будут приняты.
2. Школьник. Здесь уже простой запрет не будет столь эффективен. Говорите с ребенком, как со взрослым, договаривайтесь с ним. Скажите, что у вас дома есть правила касаемо времени, проводимого с гаджетом. То есть сразу оговорите, я не забираю у тебя телефон, 2 часа в день ты можешь играть, смотреть видео и т.д. Можешь использовать все время за один раз, можешь разбить на несколько раз. И только после того, как сделаешь уроки. Ребятам постарше можно даже поручить самостоятельно следить за временем (но не забывайте контролировать).
Также очень важно научить ребенка правильно использовать гаджет. Просто дать телефон и пустить все на самотек — плохая идея. Покажите, что гаджет может быть не только инструментом для развлечения, но и ценным помощником. Познакомьте ребенка с обучающими программами, онлайн-курсами, где, например, можно научиться программировать, создавать мультфильмы, рисовать 3D-моделька. То есть вывести интерес к электронным устройствам на новый уровень. То есть нужно постепенно превращать гаджет из “игрушки” в инструмент для работы и образования.
Если же эти советы не помогли, рекомендую обратиться к психологу за консультацией. В обращении к специалисту нет ничего страшного или стыдного. И вам точно помогут. Если вовремя не решить проблему, в дальнейшем станет только хуже.