Здравствуйте, дорогие читатели! Недавно познакомился с одной очень забавной книгой. Называется она "Хочу в школу". Авторами произведения являются Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак. В своей книге они описывают историю ребят, которые учились в очень специфической школе (о ней и будет основная часть статьи) с нестандартным подходом к обучению, а потом оказались в самой обычной школе.
Весь сюжет рассказывать не буду. Захотите узнать всю историю - прочитайте книгу, а я в этой статье хочу уделить внимание нестандартному обучению детей в школе, в которую изначально ходили герои книги. Можно ли использовать эту книгу не просто как объект для увлекательного чтения, но и как прикладное пособие для учителей и родителей — чтобы ребенок действительно захотел учиться? И применимо ли это в современной системе образования? Давайте посмотрим!
Сплошная демократия.
Традиционные уроки? Нет, это не для этой школы. Только проекты! У детей полная свобода. Сами выбирают то, что им интересно, а потом их защищают. Дебаты - важнейшая часть образовательного процесса. Дети имеют право на любое высказывание своих мыслей, им позволено рассуждать, спорить и выдвигать собственные гипотезы.
А еще им не задают домашнего задания! Чудо, а не школа!
Возможно ли такое в реальной школе? Проектная деятельность сейчас и так активно функционирует в школах. Дети готовятся к научно-практическим конференциям и самостоятельно осваивают огромное количество материалов. Они делают то, что им интересно. Конечно это происходит не на всех уроках, но подобный формат существует.
Что касаемо домашнего задания, то тут все ситуативно. Закреплять знания дома - хорошая практика. Другое дело, что ребенку, порой, задают очень много. Как итог домашнее задание превращается в мучение. Например, я, домашнее задание не задаю. Понимаю, что есть другие более серьезные предметы, чем мой.
Об общих интересах.
В школе идет разделение учеников не по классам, а по группам — возраст здесь неважен, важна общность интересов. Поэтому здесь в одной компании могут оказаться третьеклассница, пятиклассник, восьмиклассники и десятиклассник.
Возможно ли такое в реальной школе? Точно - нет. Как можно одновременно осваивать программу третьего и десятого класса? Кто-то только недавно выучил таблицу умножения, а кому-то уже нужно решать интегралы. А вот внеурочная деятельность или сфера дополнительного образования в таком формате вполне возможна. На своем примере могу сказать, что в дополнительном образовании она даже имеет смысл. Я веду занятия в военно-патриотическом клубе. Ко мне приходят дети от 9 до 17 лет. И им вполне интересно вместе. Старшие являются наставниками и помогают ребятам в освоении каких-то знаний. Младшие видят то, чего добиваются их старшие товарищи и тянутся за ними. Это приносит определенную пользу.
Учебный план в топку!
Учебный план? Не, не слышали! Зачем он вообще нужен. Главное, чтобы дети получали знания. А получить их можно необязательно следуя утвержденной министерством программе. Кстати, отчетности у учителей тоже минимум. Нам такое только снится!
Возможно ли такое в реальной школе? Сначала про отчеты. Реально ли их сокращение в школе? Конечно реально! Но не от школы зависит, а от тех кто "выше". К сожалению, мы все больше живем "по бумажкам", а ведь это сильно отвлекает учителей от учебного процесса. Но самое забавное, что эти все отчеты, в принципе, если убрать, то система образования не рухнет.
Теперь по учебному плану. С моей точки зрения, в обучении должна быть определенная системность. Новые знания приобретаются на основе уже полученных. Поэтому в любом случае должен быть определенный план по изучению конкретного предмета. К тому же, не нужно забывать о том, что школа выполняет государственный заказ. А это значит, что дети обучаясь в школе, должны получить определенный набор знаний, умений и навыков. Получат ли они то, в чем нуждается государство без работы по его программе? Не факт!
Главное содержание!
Куча помарок? Кляксы и зачеркивания в тетради? Ерунда! Разве надо обращать внимание на такие мелочи? Главное что? Чтобы все было написано и решено правильно! Нет ошибок - молодец, а то, что почерк твой учитель не может разобрать - его проблемы. Правильное оформление работы - никому не нужная возня.
Возможно ли такое в реальной школе? Возможно. Более того, именно так и есть. Я не учитель русского языка и не могу ставить оценки за ошибки и "грязь" (если это не ведение тетради), но, честно, устал разбирать каракули учеников. Из 25 человек в классе, хороший почерк, дай Бог, у 5. остальные пишут, как курица лапой. О том, что такое культура письма - дети совсем не имеют представления. С моей точки зрения, эту проблему надо решать. Правильное оформление тетради, своих записей, а в дальнейшем документов - это воспитание порядка. Порядок должен быть неотъемлемой частью образовательного процесса.
Больше практики!
В школе из книги основная часть получения знаний происходит опытным путем. Хотим изучить ботанику - идем в поход. Сегодня разговариваем о животном мире? Тогда пройдемте в зоопарк. А как лучше изучать географию? Конечно в туристической поездке! Да и еще, на физкультуре тоже надо заниматься чем-то полезным, например единоборствами. Они в жизни могут пригодиться гораздо больше, чем гимнастика или какие-нибудь общеразвивающие упражнения.
Возможно ли такое в реальной школе? Да возможно. И это действительно было бы здорово. Но вот только для такого изучения предметов нужно очень серьезное финансирование школы. Сомневаюсь, что обычная школа за свой счет сможет вывезти в туристическую поездку целый класс. Да даже в зоопарк будет сходить весьма накладно.
Юмор
Учителя в школе из книги очень дружат с юмором. Поэтому уроки гораздо интереснее и красочнее. Пошутить позволено и ученикам - это нормальное явление в образовательном процессе.
Возможно ли такое в реальной школе? С моей точки зрения, в профессии учителя без юмора совсем сложно. Хорошая шутка позволяет привлечь внимание к себе, разрядить обстановку или просто дать небольшую передышку на уроке. Об этом у меня есть отдельная статья, поэтому, думаю, что отдельно про юмор рассказывать не стану. Прочитайте статью, там все мои мысли изложены подробно.
Заключение.
Описываемая в книге школа - явление интересное. Дети туда ходят учиться с радостью и даже знаний у них, пожалуй, больше, чем у ребят из обычных школ. Вот только школу эту в итоге закрывают. Почему? Да потому что как раз она и не работает по стандартам. И как итог дети вынуждены перейти в другие школы.
В целом книга достаточно интересная. Расчитана она больше на детей (хотя с этим можно и поспорить), но учителям, думаю, будет интересно с ней познакомится.
На этом все! Оставляйте комментарии, и ставьте лайки. Спасибо за внимание!