Найти тему

В поисках недосказанного

Хореограф и педагог Анжела Иловайская продолжает открывать народно-сценический танец для себя и для своих учеников

На главной сцене Удмуртской филармонии с полным аншлагом в зрительном зале и «лишним билетиком» в кассе прошел яркий и динамичный гала-концерт, посвященный 30-летию Детской хореографической школы ансамбля «Италмас» имени Леоноры Мамонтовой. Эта юбилейная дата и зрелищное выступление учащихся предоставили прекрасный предлог для того, чтобы поближе познакомиться с художественным руководителем студии, заслуженной артисткой республики Анжелой Иловайской.

География встреч и корни фамильного древа

Звучная фамилия нашей героини, в числе носителей которой были русский историк, публицист, автор многотомной «Истории России» и захватывающих учебников для гимназий Дмитрий Иванович Иловайский и генерал-лейтенант, участник Наполеоновских войн Василий Дмитриевич Иловайский, потребовала хотя бы легкого прикосновения к родословной.

– Мой дед в фамильном древе которого были польские корни, поначалу жил в Москве, где работал, а лучше сказать творил шеф-поваром в одном из известных столичных ресторанов, – монолог-автопортрет Анжела Валерьевна начала с увлекательных подробностей. – А вот бабушка моя родилась на Дальнем Востоке – в Благовещенске. После свадьбы Иловайские решили переехать жить на Урал. Там на свет появился мой папа, который в молодости по комсомольской путевке отправился в столицу Удмуртии работать сталеваром на заводе «Ижсталь».

Детские игры в… Майю Плисецкую

– Мне не было еще и пяти лет, когда я, что называется, «заболела» балетом, – заслуженная артистка Удмуртии продолжила движение по автобиографии. – В те времена по телевидению нередко транслировали балетные спектакли, и я с нескрываемым любопытством смотрела в маленький голубой экран черно-белого телеприемника. Я играла в балерин, стараясь скопировать их танец. Причем играла не только сольно, но и в паре… с дедушкой. Отвечая на просьбы внучки сделать ей балетную поддержку, дед поднимал меня вверх, и паря в воздухе я представляла себя ни много, ни мало, но Майей Михайловной Плисецкой. Не в каких-то абстрактных постановках, а в конкретных партиях белого и черного лебедя из знаменитого балета нашего великого земляка Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро». Этот балет я просто-таки обожала, и с особой настойчивостью требовала от дедушки: «Деда! Давай, поднимай меня к потолку!» Дедушка с улыбкой подчинялся этим требованиям маленькой девочки, поднимал меня, и я танцевала «на седьмом небе»… Вообще, сколько себя помню, я всегда танцевала и пела. Причем первой моей «сценой», как это частенько происходило у детей в советскую эпоху, оказывалась обыкновенная табуретка и я всегда с желанием устраивала концерты на каком-нибудь семейном торжестве или праздничном застолье. С удовольствием читала стихи, что-то показывала, а спустившись с деревянного «пьедестала» на пол, начинала танцевать и веселила всю нашу семью и родственников.

Зажженный огонь любви к фолк-дансу

– Скажу откровенно, поначалу в своей жизни я вовсе не собиралась заниматься народно-сценическим танцем и довольно долго грезила классическим балетом, – сделала признание Анжела Иловайская. – Поэтому, когда в 1985 году в Ижевске при Республиканском музыкальном училище впервые открыли хореографическое отделение, где стали использовать обучающие программы легендарной ленинградской балетной школы, я не раздумывая решила поступить учиться на балерину. Но вопреки моим первоначальным девичьим желаниям два педагога – Александр Дмитриевич и Наталья Михайловна Исуповы «зажгли во мне огонь любви» именно к народному танцу. Скажу больше, этот зажженный огонь был настолько сильным, что постепенно классический балет «сдался» и уступил место академической хореографии на основе фольклорных танцевальных источников. Не исключено, кстати, из-за генетической памяти, потому как бабушка моя умела танцевать в самобытной уральской манере, подкручивая руками.

Правильный выбор в пользу «Италмаса»

– Когда через пять лет наш класс выпускался из хореографического училища, то у меня было преимущество свободного распределения. «Вот куда ты выберешь пойти работать, туда мы тебя и распределим!» – заверили Анжелу Иловайскую эксперты из комиссии. – «Выбираю пойти танцевать в наш «Италмас», – твердо произнесла я. Мой выбор основывался на том, что, начиная еще с 1987 года, я и многие мои однокурсники в буквальном смысле жили «Италмасом». Тем более, что главный балетмейстер нашего прославленного ансамбля Леонора Викторовна Мамонтова вела в нашем хореографическом училище удмуртский танец, знала всех студенток и подключала нас к выступлениям на одной сцене вместе со взрослыми артистами. Прекрасно помню, что, когда в 1988 году «Италмас» уехал на длительные гастроли в Японию, нас – второй и молодой состав – отправили на большие гастроли в Ленинград, где мы выступали в концертах по линии «Интуриста» и в ежедневных концертах для зарубежных гостей получали шикарную практику.

В движении за новизной

– А вы знаете, почему в итоге я предпочла связать свою творческую судьбу с народным танцем?! – с интригующей интонацией в голосе неожиданно спросила собеседница Удмуртской филармонии. – Да потому, что для меня как раз в народно-сценическом танце оставалось очень много недосказанного! А мне в этом танце очень хотелось идти дальше – следовать за новизной, за тем, чтоб продолжать пробовать и экспериментировать, продолжать творить, глубже изучать и постоянно открывать для себя эту неисчерпаемую хореографию. Между прочим, до сих пор я делаю эти открытия для себя, чтобы затем делиться собственными находками с детьми, танцующими в школе-студии «Италмас» имени Леоноры Мамонтовой!

Передача эстафеты в культовых «Колокольчиках»

Не лишним будет сказать, что Александр Дмитриевич Исупов настоятельно рекомендовал своей выпускнице отправиться на смотрины либо в Москву, либо в тогдашний Свердловск – в титулованный хор имени Пятницкого или в Уральский народный хор.

– Но, повторюсь, я окончательно и бесповоротно решила, что пойду танцевать только в «Италмас», гремевший в те времена на всю страну, на весь огромный Советский Союз. И о своем решении я никогда не сожалела, потому как мне посчастливилось работать в золотом составе выдающегося ансамбля, – заявила Анжела Валерьевна. – Думаю, что в тот момент мне удалось органично войти не просто в состав «Италмаса», а сразу культовый для детища Анатолия Васильевича Мамонтова «Танец с колокольчиками». Мне на забыть, как перед дебютом в сольной партии в этом прекрасном хореографическом спектакле-миниатюре Леонора Викторовна как-то исключительно просто сказала мне: «Анжела! Встаешь в сольную партию в «Колокольчиках» и танцуешь её». Ни слова больше! Леонора Викторовна ничего не советовала, как и что мне надо делать, не детализировала нюансы: «Голову сюда, руки-ноги туда». Нет! Она лишь напомнила: «Танцуй так, как ты чувствуешь!» Вот и вся передача эстафеты от солистки к солистке… Другой памятный и забавный для меня эпизод в сценической карьере был связан с танцем «Пужъятон», или «Пяльца». Как я ни старалась, но у меня не получалось найти общий язык с партнером. И тогда Леонора Викторовна Мамонтова, обладавшая великолепны чувством юмора, быстро нашла решение возникшей проблемы. «Представь перед собой того, с кем бы ты хотела танцевать!» – усмехнулась хореограф. Мне пришлось включать воображение, фантазию, и в действительности это очень помогло мне. Я представила перед собой лицо другого партнера, мгновенно вошла в нужный образ и танец получился! Эта ненавязчивая подсказка говорила не только о большом во всех отношениях опыте Леоноры Викторовны, но и о её тонкой интуиции истинного Художника. Хотя я не могу не отметить, что в работе она была очень сурова. Зато вне репетиционного класса она превращалась в удивительно открытую, интересную, внимательную, гостеприимную женщину, завидную хозяйку и настоящую хранительницу семейного очага. Об этом я могу утверждать с полной уверенностью, потому что раньше по праздничным поводам мы нередко приходили к Мамонтовым домой в гости, и приглашали их к себе с ответными визитами на наши торжества… Однажды Леонора Викторовна подарила мне хрустальную вазу – очень красивую конфетницу – и этот подарок я бережно храню, вспоминая Мамонтовых с искренней теплотой и душевностью.

Путь в педагогику из нужды жизни

– Если говорить о моем переходе в педагогику, то в естественном эволюционном процессе для многих артистов он происходил спонтанно, а вовсе не целенаправленно. Тем не менее затянул и в качестве хореографа я работаю уже примерно полтора десятка лет, – Анжела Иловайская приоткрыла следующий сюжет из личной творческой ретроспекции. – Не стану скрывать, еще танцуя в «Италмасе», нужда жизни заставила меня искать возможности для дополнительного заработка. Это же распространенное явление, когда людям творческих профессий не хватает их зарплаты. Потому что как-то странно повелось, что в отрасли культуры эти зарплаты всегда были и остаются мизерными. Как быть, что предпринять?! Подумала я, и решила испытать себя на новом неизведанном ранее поприще. Пришла в один из детских садов Ижевска и предложила администрации набрать хореографическую группу. Чуть позже повторила этот ход уже в одной из школ, и вот так потихонечку начала преподавать… В 2015 году я дебютировала в должности художественного руководителя ансамбля «Италмас», а спустя несколько лет мне поступило предложение возглавить школу-студию имени Леоноры Мамонтовой. Сейчас в нашей школе преподают шесть педагогов и занимается 120 детей. Меня не может не радовать, что у большинства из них ощущается непритворное желание танцевать народный танец. При этом для расширения творческого кругозора учащихся в «италмасовской» школе в пакетное предложение обучающих программ вместе с народно-сценическим танцем входят классика и contemporary dance – современная хореография. Здесь занятно вспомнить, что, когда во время январского Второго Всероссийского конкурса-фестиваля «Италмас приглашает» в Ижевске (с участием школ-студий при Государственных ансамблях песни и танца со всей страны – прим. авт.) проходил мастер-класс солиста екатеринбургского театра «Эксцентрик-балет» Ашота Назаретяна, наши дети решили взять урок у мэтра современного танца и я увидела, как в их глазах загорелся огонек искреннего интереса к непривычной пока эстетике. У меня самой на некоторых детей по-новому открылись глаза, и я увидела в них нереализованный потенциал. «Ага! Значит вы можете! И теперь с вас можно требовать больше!» – рассмеялась Анжела Валерьевна.

Календарь больших событий и явлений

Если в конце мая на гала-концерте учащиеся и выпускники школы-студии имени Леоноры Мамонтовой отмечали на главной сцене Удмуртской филармонии юбилейную дату в истории, то за месяц до этого события Анжела Иловайская воплотила в действие давнюю свою задумку.

Апрельский класс-концерт с одной стороны стал яркой презентацией возможностей юных танцоров, а с другой позволил продемонстрировать зрителям отдельные элементы школьной творческой лаборатории.

– Мы непросто попробовали представить все хореографические направления, которые преподаются в нашей студии, но и в качестве эксперимента показали публике то, как дети умеют трудиться и учатся ответственному отношению к выбранному делу, – поделилась идейной новинкой художественный руководитель школы и в завершении интересного разговора поделилась мнением о конкурсе-фестивале «Италмас приглашает», который в календарном режиме один раз в два года вырастает в значимое явление в культурной жизни Ижевска и Удмуртии в целом, обретая добрую традицию. – Это шикарное событие и большой праздник, получившие громкий резонанс в хореографическом сообществе России. И крайне важным результатом этого ивента мне видится то, что очень многие дети, которые уже дважды приезжали на родину Чайковского, делают осознанный выбор в пользу танца. Они стараются ставить перед собой четкие жизненные и творческие цели, чертят перспективы, планируют будущее, одновременно вместе с педагогами смотрят как работают другие школы, замечают их достижения в динамике, понимают над чем им еще нужно поработать на фоне остальных, чему уделить больше внимания в репетиционном процессе, чтобы затем показать себя коллегам в самом лучшем виде. А другим бесценным итогом этого уникального конкурса-фестиваля стало то, что вместе с профессиональным диалогом дети и их педагоги-наставники ведут тесное дружеское общение как по ходу конкурса, так и в гастрольных поездках по городам нашего родникового края! – с позитивным эмоциональным зарядом заключила Анжела Иловайская.

-3

Интервью провел Александр Поскребышев