Найти в Дзене
Анатолий Цыганков

Российские иноагенты отбиваются от своего статуса

Г. Чентемиров (слева) и Е. Белянчиков.
Г. Чентемиров (слева) и Е. Белянчиков.

Замоскворецкий суд города Москвы отклонил иск блогера Ильи Варламова* к Минюсту РФ с требованием снять с него статус иноагента. И это не единственный подобный случай.

В Карелии бывший председатель Союза журналистов республики Георгий Чентемиров* оспаривал в суде свой статус иностранного агента. Он судился с Минюстом и МИДом России, утверждая, что незаконно был объявлен иностранным агентом, так как никогда не работал на иностранные государства.

Статусом иноагентов маркируются в России организации и люди, работающие в зарубежных проектах и получающие за свой труд вознаграждение (обычно денежное, но не только) и ведущие деятельность, которая считается политической (под это определение подпадает и формирование общественного мнения). Только сочетание двух этих факторов позволяет называть человека или организацию иностранными агентами.

Да, и надо уточнить, что статус иноагента не поражает данного человека (или организацию) в профессиональных правах. Работать можно ровно так же как и прежде, но только придётся регулярно сообщать в Минюст РФ о поступающих доходах (от кого поступают деньги, какие суммы). Последнее как раз и есть самое неприятное для иноагентов, поскольку их личная жизнь, связанная с движением денег на их счетах, становится подконтрольной государству.

В мае в Петрозаводске состоялся суд и исковое заявление Г. Чентемирова* не было удовлетворено, он остался в статусе иностранного агента. Что, впрочем, не должно его заботить. Чентемиров* с семьёй проживает в Норвегии и работает корреспондентом в норвежском издании «The Independent Barents observer». В России ему нет необходимости печататься (вести деятельность), извещая читателей о своём иноагентском статусе, а в Норвегии его нынешний российский статус расценивается скорее как «знак качества». Правовое состояние Г. Чентемирова* в качестве «преследуемого» в России увеличивает его публичный капитал в Норвегии.

Осенью прошлого года он эмигрировал в Норвегию. «Эвакуация» проведена была оперативно и результативно. Он сразу же был трудоустроен в норвежском издании. Что позволяет предположить - переезду предшествовали какие-то предварительные договорённости с кем-то и срывался Чентемиров* с семьёй не в неизвестность, а уже, видимо, зная, где станет работать и какой доход у семьи его будет. Как ответственный глава семейства он бы не рискнул скитаться безденежно за рубежом.

Сейчас у Чентемирова* всё хорошо (так издалека видится). Но свой иноагентский статус он теперь сильно укрепил. Так как точно работает журналистом на иностранцев (выполняя редакционную политику норвежского издания) и получает за это деньги. Против фактов не попрёшь. О степени вовлечённости норвежского корреспондента Чентемирова* в антироссийскую информационную деятельность ещё узнаем, всё впереди.

Анатолий Цыганков

*признан иностранным агентом в России.