Найти в Дзене
Будни обывателя

КОСАТКИ ПРОТИВ

Косатка у берега
Косатка у берега

Как-то нынче, граждане из дальних стран доходят до нас вести, что в мрачных океанских пучинах наблюдается некоторое смещение понятий у таких живых существ, как косатки. То есть, раньше эти зубастые торпеды питались себе различным плавающим кормом (все, что находится в воде, в основном, меньшего размера). А сейчас как бы присматриваются к самому венцу творения божьего.

Конечно, косатки пока еще не включили человека в свою пищевую цепочку, но если раньше они нас полностью и даже намерено игнорировали в качестве обеда или ужина, то сейчас проявляют заметный интерес (пока, слава богу, не гастрономический).

Так, совершенно недавно выяснилось, что в Средиземном море в западной ее части, аккурат у Гибралтарского пролива образовалось то ли одно, то ли несколько стад косаток, которые нападают на небольшие суда и яхты и намерено их топят. Они открыто таранят легкие парусники и катера с разных курсовых углов, откусывают рули и другие выступающие части. Правда, конкретного нападения на людей пока не зафиксировано, но некоторые маломерные суда этими зубастыми тварями уже пущены на дно. Причем, если раньше (еще два-три года назад) подобные нападения здесь были редкими, то сейчас испытывают на прочность корпуса яхт все больше и больше этих морских разбойников. Пока не известна причина подобного поведения косаток, но тенденция явно не в пользу человека.

Еще веселее в океанской среде сложилась ситуация в юго-западной Африке, где все времена, наверное, с основания мира бал правили другие зубастые хищники – акулы. Там находятся дикие пляжи, на которых размножаются ластоногие, а акулы уже тысячи лет их с удовольствием ели… и вырастали до неприличных размеров.

И вот, как-то неожиданно выяснилось, что белых акул в тех местах уже почти что нет… Кончились акулы… Научное сообщество, конечно, несколько возбудилось по этому поводу, понаблюдало за океанскими просторами в тех местах, походило по морю, полетало в небе и через довольно короткое время выяснило, что виной всему косатки, причем, в совершенно малом количестве то ли двух то ли четырех особей, которые подсели на акулью печень, в составе которой оказывается есть какой-то такой пигмент, от которого киты-убийцы реально балдеют, как человек от алкоголя или наркотиков.

И очень, наверное, хорошо этим косаткам было от поедания акульей печенки. А так как иначе чем убить акулу, печень забрать у нее нельзя, вот и извели почти всю акулью породу всего четыре зубастых кита в огромной акватории. Раньше здесь насчитывалась не одна сотня только белых акул, а нынче они попадаются штучно.

Подобную картину в настоящее время наблюдают на западном побережье Австралии, где тоже неожиданно исчезли акулы. Возможно, и там порезвились косатки. Там тоже всегда было акулье раздолье.

Сивучи.
Сивучи.

Косатки везде ведут себя, как хозяева. Работая в море иной раз приходилось наблюдать за этими животными. Так на охотоморской зимней путине порой подходили они к нашим судам довольно близко. Возле рыболовного судна очень часто пасутся сивучи, подбирают то, что выпало с палубы. Так вот, когда появляются рядом косатки, то сивучи начинают нервничать, ревут, жмутся к бортам судна, забывают про рыбу и выпучив глаза ныряют в разные стороны, как бы прячась за судном…

Только как ты спрячешься от судьбы… в открытом море ни камней ни скал нет…

Опять же в том же Охотском море на ловле синекорого палтуса донными сетями местные косатки своим поведением умудряются закрыть промысел рыбы для десятка рыболовных судов. При выборке сетей эти морские бандиты изымают из сетей до 60 процентов улова. И, естественно, что они достают рыбу из сети не аккуратно, как на палубе рыбаки, а как получится, и от сети ничего не остается кроме подбор. Таким образом, за два-три дня такой рыбалки судно остается и без орудий лова и без улова. Доходило до того, что рыбаки брали с собой в рейс ружья и стреляли в косаток, но даже это радикальное средство никак их совершенно не страшило.

В июле – августе стадо косаток обычно приходит в наш Авачинский залив аккурат ко времени подхода сюда лосося. Лосось они едят или сивучей, которые приплывают сюда к этому времени не известно. Но до сентября они обычно здесь тусуются. У моего хорошего товарища был небольшой девятиметровый бот, на котором он пытался себе заработать на жизнь, и пошел он как-то по своим делам к мысу Полосатому в районе Русской бухты.

Ну шлепал он шлепал на своем плавучем сортире, а косатки плавали себе туда сюда по своим морским делам, пока эти зубастики ни заинтересовались, что это там дымит и коптит рядом с ними. В общем, повернули они к его плавсредству, что, конечно, его не очень обрадовало. Да мне кажется, мало кто обрадовался бы, если к его утлой лодчонке подплыла рыбина размером с эту самую лодчонку…

Товарищ мой, конечно, струхнул… когда с кормы к нему, рассекая водную гладь приблизилось семиметровое решительное, зубастое чудовище. Он аккуратно сполз на пайолы бота, чтобы не торчала над бортом его голова и не возникло желание у косатки его за голову вытащить из бота. Ну… в общем, некоторое время он попрятался в боте, кое-как управляя рулем, а потом решил выглянуть… оценить обстановку.

Выглядывает, значит, он потихоньку за борт… и видит: прямо у борта катера, не дальше одного метра от него (рукой можно достать) плывет на левом боку косатка и смотрит на него большущим черным глазом размером с два его кулака…

Иван ТРОФИМОВ.

Фото из открытого доступа.