«В горах чудовища хотя бы имеют совесть выглядеть соответственно»
Сложно передать насколько мне близко и дорого творчество сэра Теренса Дэвида Джона Пратчетта, более известного под незатейливым именем Терри Пратчетт. Это абсолютно «мой» автор, созвучный по мироощущению и чувству юмора.
А для успешного путешествия по просторам Плоского мира, совпасть в этих вещах с его творцом принципиально важно. Это непросто «юмористическое фэнтези», как часто характеризуют эти серии книг, что, в целом, справедливо, но не раскрывает всей глубины и силы произведений Пратчетта, определенным образом маркируя, и тем самым порой, отпугивая потенциальных читателей.
Книги Пратчетта – это глубокая и сильная сатира, деконструкция реального мира, интеллектуальная игра и, если хотите, психотерапия. По признанию самого автора, Плоский мир и все его население увидели свет из-за…злости.
Да, мир наполненный удивительными идеями гуманизма, феминизма, изобилующий совершенно замечательными, уникальными персонажами, живой и целостный мир появился благодаря злости одного английского журналиста на мир реальный. Злость на несправедливость, острое неприятие глупости, грубости, невежества, невозможность «починить» окружающую действительность вылились в такую занятную форму творческого эскапизма.
Хорошее фэнтези говорит не о драконах и как здорово быть эльфом, ну во всяком случае не только лишь о драконах и эльфах (а еще гномах, орках, хоббитах и прочем-прочем), хорошее фэнтези говорит о проблемах социума, о несовершенствах государственных строев, о преодолении и росте над собой. О людях. Даже если для гипертрофированности и пущей наглядности, люди представлены в виде неких иных существ. И Пратчетт делает это мастерски.
Дабы не пугаться колоссальных объемов текстов, огромного количества героев и сюжетных разветвлений, рекомендую начать с цикла про приключения Мойста Липвига (он же Мокрист фон Губвин в одном из переводов) и, проживая с ним авантюрные приключения, попасть в Плоский мир, как и положено плуту, через окно.
И начинается данная серия с книги «Держи марку!» или «Опочтарение». Если широкими мазками, то это про воскрешение почившего почтампа в одном большом колоритном городе, при помощи средств разнообразных и зачастую неожиданных, ибо во главу действа поставлен, всеми силами уклоняющийся от закона, Мойст.
Ну а если глубже… Ох, это и про бегство от самого себя, про своеобразные методы управления, про столкновение прогресса и новых технологий с душевностью человеческого общения, жестокое лицо капитализма и другие не менее неприглядные лица. Это много о чем. Да, в конце концов, это просто ярко, интересно, мастерски написано и действительно очень смешно, даже при том, что порой это смех сквозь сдерживаемую боль.
«Хочешь узнать, наблюдает за тобой патриций или нет, просто обернись – и если никого не увидишь, считай, ты под колпаком».
«Видишь ли, я верю в свободу, господин фон Липвиг. А верят в нее немногие, хоть и кричат об обратном. И никакое определение свободы на практике не будет полным без свободы отвечать за свои поступки. Это и есть та свобода, на которой держатся все остальные».
Бородина Оксана Юрьевна