Александр Пушкин и Нижний Тагил – два полюса, которым не суждено было когда-либо соединиться. На карте странствий поэта наш город даже малым кружком не отмечен. Не вели сюда пути-дороги Александра Сергеевича при жизни. Правда, однажды он побывал на Урале, только на Южном, в Оренбургской губернии, когда работал над «Историей Пугачевского бунта». Нижний Тагил хотя и был столицей железной империи Демидовых, такой чести не удостоился. Но именно в нашем городе в середине прошлого века была обнаружена «Тагильская находка» – письма семьи Карамзиных, рассказывающие о последних днях жизни Пушкина.
Эти послания адресованы Андрею Карамзину, который во второй половине XIX века стал мужем овдовевшей Авроры Шернваль-Демидовой и соуправителем тагильских заводов. А тогда, в 1836 году, молодой гвардейский офицер по совету врачей отправился из Петербурга за границу. Он путешествовал по Германии, Франции, Италии и регулярно получал письма из дома: реже – от младшего брата Александра и сестры Екатерины, чаще – от матери Екатерины Андреевны и старшей сестры Софьи, которая была в курсе салонных пересудов и мнений света.
В письмах Карамзиных живо и ярко передается атмосфера великосветского Петербурга, его балов и увеселений – от «пробы паровых карет на дороге в Павловск» до традиционного праздника в Петергофе по случаю именин императрицы. Описываются впечатления от театральных премьер и свежих номеров литературных журналов, в том числе и пушкинского «Современника».
Карамзины знают историю семейной драмы: Дантес под руководством усыновившего его покровителя, голландского посланника барона Геккерена, своими наглыми домогательствами компрометирует жену Пушкина, собираясь в то же время жениться на ее сестре Екатерине. Но… пока гром не грянул, с их стороны – ни сочувствия, ни моральной поддержки. Скорее, наоборот.
«Пушкин по-прежнему ведет себя до крайности глупо и нелепо; выражение лица у него как у тигра, он скрежещет зубами всякий раз, как заговаривает об этой свадьбе», – сообщает Софья Карамзина брату 29 декабря 1836 года. И далее: «А когда мужа нет, Дантес немедленно усаживается против Натальи Николаевны, бросает на нее долгие взгляды и, кажется, совсем забывает о своей невесте, которая меняется в лице и мучается ревностью. Одним словом, всё время разыгрывается какая-то комедия, суть которой никому толком неизвестна».
Однако Пушкину известны и сюжет этой «комедии», и авторы, и режиссерская рука. Причины и цели – тоже. Еще в октябре Наталья Николаевна отвергла Дантеса, тогда же пошли разговоры о его женитьбе на ее сестре. А анонимный пасквиль появился позднее – как акт мести женщине и оскорбительный выпад против ее мужа (или вызов ему). Честь Пушкина хотели втоптать в грязь. И искусно продолжали это делать после свадьбы Дантеса. К такому выводу, комментируя письма Карамзиных, приходит литературовед Ираклий Андроников.
А Софья Карамзина, верная себе и мнению света, как раз в день дуэли писала брату: «…в воскресенье был большой вечер у Мещерской, где присутствовали Пушкины, Геккерены, которые продолжают разыгрывать свою сентиментальную комедию, что весьма нравится публике…»
Только после гибели поэта пришло осознание: «А я так легко говорила тебе в последнюю среду об этой печальной драме, в тот день и тот час, когда совершалась такая ужасная развязка. Бедный, бедный Пушкин!..»
Это написано 30 января 1837 года. Минуло всего два месяца, и 29 марта Софья Карамзина уже жалеет Дантеса, разжалованного в солдаты и высланного из России: «…если Дантес поступил дурно (а только один бог знает, какая доля вины лежит на нем), то он уже достаточно наказан… Если случится тебе встретить Дантеса, будь осторожен и деликатен, касаясь с ним этой темы», – советует она Андрею. И в ответ на его письмо из Баден-Бадена 17 июля замечает: «Твое мирное свидание с Дантесом меня очень порадовало».
А вот ее младшего брата Александра оно вряд ли порадовало. Ведь еще в марте он отправил Андрею Карамзину подробное, на семи страницах, письмо:
«Начинаю с того, что советую не протягивать ему руки с такою благородною доверенностью: теперь я знаю его, к несчастию, это знание мне дорого обошлось. Дантес был совершенно незначительной фигурой, когда приехал сюда: необразованность забавно сочеталась в нем с природным остроумием, а в общем это было полное ничтожество как в нравственном, так и в умственном отношении…
Без сомнения, Пушкину было тяжело, когда я у него на глазах дружески пожимал руку Дантесу, стало быть, и я способствовал тому, чтобы растерзать это благородное сердце… Гений, составлявший славу своей родины…, был оскорблен чужеземным авантюристом…, который хотел замарать честь Пушкина, и когда он, исполненный негодования, заклеймил позором своего противника, тогда собственные сограждане поднялись на защиту авантюриста и стали извергать хулу на великого поэта… Только после его смерти я узнал правду о поведении Дантеса – и немедленно порвал с ним… Не подлежит сомнению, что он меня обманул красивыми словами и заставил видеть преданность и высокие чувства там, где была лишь гнусная интрига…»
Рассказав о сути интриги, Александр делает вывод: «Всего этого достаточно, брат, чтобы ты не подавал руки убийце Пушкина».
Как отметил Ираклий Андроников, в своих письмах Карамзины часто говорят об одном, но каждый из них освещает факты по-своему. Благодаря этому мы видим Пушкина словно в стетоскопе, объемно. А в совокупности эти письма составляют целую повесть о борьбе и гибели Пушкина... Такие письма стóят романа.
«Тагильская находка» заняла достойное место в истории отечественной культуры вообще и пушкиноведения в частности. С научными комментариями она составила солидный том академического издания «Пушкин в письмах Карамзиных 1836–1837 гг.». Но в строгую академическую мантию ее одели позднее. Сначала, в 1956 году, письма Карамзиных с пояснительным текстом Ираклия Андроникова напечатал журнал «Новый мир». Как зачитывались тогда этой новинкой повсюду! Журнал был нарасхват в библиотеках и по подписке, чтобы его прочитать, занимали очередь. На страницах оживали люди и события прошлого, и об этом, по точному определению Андроникова, шел «домашний разговор в письмах».
По материалам альманаха «Есть память обо мне».