Найти в Дзене
Культурный рассвет

Социальная борьба в раннем советском кино: "Трилогия о Максиме"

С социальным кино в СССР и на территории постсоветских стран дело обстоит довольно сложно в силу весьма специфической истории в течение ХХ века. Ввиду этого и образ борьбы с тиранией, революционных движений, политических преобразований приобретал (и до сих пор приобретает) искаженные гротескные формы в той или иной интерпретации. Но в раннем советском кино образ социальной борьбы еще не растерял свой живой пафос, т.к. революционные битвы были живы в памяти очень большой части населения. Одним из наиболее любопытных примеров можно назвать «Трилогию о Максиме» Григория Козинцева и Леонида Трауберга (ленты «Юность Максима», «Возвращение Максима» и «Выборгская сторона», выходившие с 1935-го по 1938-й). Дело начинается в Российской Империи 1910-го года. Революция 1905-го уже канула в лету, в стране торжествует реакция, наиболее радикальные оппозиционные силы загнаны в глубокое подполье. А положение простого народа тем временем далеко от идеального – трудности и с жилищными условиями, и с т

С социальным кино в СССР и на территории постсоветских стран дело обстоит довольно сложно в силу весьма специфической истории в течение ХХ века. Ввиду этого и образ борьбы с тиранией, революционных движений, политических преобразований приобретал (и до сих пор приобретает) искаженные гротескные формы в той или иной интерпретации. Но в раннем советском кино образ социальной борьбы еще не растерял свой живой пафос, т.к. революционные битвы были живы в памяти очень большой части населения.

Одним из наиболее любопытных примеров можно назвать «Трилогию о Максиме» Григория Козинцева и Леонида Трауберга (ленты «Юность Максима», «Возвращение Максима» и «Выборгская сторона», выходившие с 1935-го по 1938-й).

Дело начинается в Российской Империи 1910-го года. Революция 1905-го уже канула в лету, в стране торжествует реакция, наиболее радикальные оппозиционные силы загнаны в глубокое подполье. А положение простого народа тем временем далеко от идеального – трудности и с жилищными условиями, и с трудовыми правами. Но три питерских друга, простые рабочие Максим, Дёма и Андрей, несмотря на окружающую действительность, всё стараются воспринимать позитивно и радуются всяким мелочам.

Однако в их жизнь внезапно врывается политика, когда они по доброте душевной укрывают от полицейского преследования учительницу Наташу, оказавшуюся большевистской подпольщицей. Эпизод может и прошел бы для ребят бесследно, если бы в тот же день Андрей не погиб на фабрике под зубьями неисправного станка. А вскоре после этого происходит и еще несколько смертей из-за несоблюдения фабрикантами техники безопасности. Импульсивный Дёма находит утешение в бутылке, а вот Максим через знакомство с Наташей пытается разобраться в причинах и следствиях, и что с этим всем можно сделать.

-2

В конце концов, пытливость Максима приводит его в ряды большевиков. На протяжении семи лет (и трех фильмов) молодого человека ждут и ссылка, и драки с полицией на рабочих баррикадах 1914-го, и отправка на фронт Первой мировой в качестве агитатора, и настоящий вихрь революции 1917-го.

В отличие от многих советских лент о революции, где подпольщики-большевики показываются твердокаменными бойцами несгибаемой воли и не совершающими ни малейшей ошибки, Козинцев и Трауберг идут в противоположном направлении. Они находят народный характер революционного движения и воплощают его в лице простого пролетарского парня Максима с Выборгской стороны.

-3

Играет его Борис Чирков, внешне больше похожий на фольклорного персонажа вроде Петрушки или Иванушки, чем на пламенного воина – это и приближает его к обычному человеку. Фольклорные мотивы вообще присутствуют в структуре всей трилогии: Максим часто поет (и даже использует гитару для политической агитации!), Дёме снятся вещие сны, повествование стыкуется титрами в стиле «И Максим попал в университет». Неудивительно, что фигура Максима для зрителя 30-х годов стала не менее культовой, чем фигура Чапаева. Ну а заодно всем полюбилась песня «Крутится, вертится шар голубой».

«Трилогия о Максиме» до сих пор остается одним из немногих историко-революционных фильмов демократического типа, созданных в России в эпоху звукового кино.

_________________

Поддержите наши публикации своим лайком 👍 и подписывайтесь на канал. И обязательно делитесь своим мнением в комментариях! 💬 Впереди еще много интересных и актуальных материалов из мира кино и литературы!