Найти тему
СибГИУ. Первый

«Пока не выучишь – не сдашь!»

Один из авторов создания гидромонитора, доцент СибГИУ Анастасия Никитина рассказывает, почему она любит шахты и почему в ситуации выбора между работой под землей и на земле она выбрала второе. Это рубрика #ученыеСибГИУ

ПОЧЕМУ НАУКА

Я закончила СибГИУ, кафедру геотехнологии. Сама из Прокопьевска, мама и папа работали там же, на шахте им. Дзержинского. А дядя, мамин брат, директором. Мне всегда говорили, что я пойду работать на шахту, потому что все уже там.

Ближе к окончанию вуза мне стало интересно заниматься научной деятельностью. Я попала к Фрянову Виктору Николаевичу, а он умеет увлечь, завлечь. Исследовала влияние контактов ослабления в углепородном массиве, т. е. как распределяются напряжения и деформации в окрестности подготовительных выработок в слоистом углепородном массиве, осложненном природными поверхностями ослабления. Защитила диссертацию и решила после аспирантуры остаться в СибГИУ. Параллельно я работала на шахте им. Ф.Э. Дзержинского, там же, где родители. Была учеником горнорабочего, потом горнорабочим поверхностным 1, 2 разряда. А сейчас кандидат наук.

Работать интересно везде! На шахте увлекает сам процесс создания чертежей, по которым будут проводить реальную выработку. А потом ты спускаешь вниз и сравниваешь с тем, каким проект получился в реальности. Это завораживает!

И в Университете мне тоже нравится – когда рассказываешь студентам, как все устроено в шахте, как там проводят выработки, что такое горные удары, внезапные выбросы и вот эти все явления геомеханики! И у ребят глаза зажигаются, они понимают, и когда выходят после пар и говорят «Спасибо за лекцию» - такое наслаждение, что хочется еще работать и работать!

ЗЛОБНЫЙ ПРЕПОД?

Нет, я добрый преподаватель! Но люблю, чтобы у студентов были знания, и принимаю экзамен строго: пока не выучишь – не сдашь. Я объясняю: ребят, вам нужны знания. Без этого никуда.

ЧТО ВАЖНЕЕ В РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ: МИЛОСЕРДИЕ ИЛИ СПРАВЕДЛИВОСТЬ?

Наверное, справедливость. Есть студенты – приносят даже фотографию своей машины со словами «Смотрите, что от нее осталось, вообще не до учебы!». У меня для них один ответ: «Учи!» Еще приходят беременные девушки. Никогда им просто так не ставила. Беременность – не болезнь и не причина для послаблений. У меня самой двое детей. Я не спала ночами, занималась наукой, и дети прекрасно выросли, и сейчас меня радуют.

Или приходят с маленькими детьми. Но ребенка можно уложить спасть и сесть учить, это не проблема.

СТУДЕНТЫ 20 ЛЕТ НАЗАД И СЕГОДНЯ

Когда я училась в СибГИУ, все было совсем по-другому. Парты стояли как круглый стол, и в центре сидел преподаватель.

И все же, мне кажется, за последние 20 лет студенты не изменились. У нас сейчас очень хорошие ребята, я не нарадуюсь на них! Есть группа ГП-18 – из них мало кто работает, почти все учатся. Схватывают все на лету! На парах сидят с горящими глазами. Все впитывают, и почти не спят, как и я.

Мы с ними разработали два патента, пишем статьи, занимаемся наукой, берем пробы, делаем разработки по экологии. Т. е. занимаемся исследованиями во всех направлениях. Я даже не представляю, как мы будем без них, когда они уйдут.

Я тоже трудоголик. Мне муж как-то сказал: «Ты домой не приходи. Бери раскладушку и оставайся на работе!».

МЕЧТЫ

Я очень хотела защитить кандидатскую диссертацию, и я это сделала. Это была большая мечта!

И в тоже время я рада, что не ушла на шахту. После окончания 5 курса я должна была работать на АО «Шахта «Полосухинская» в техотделе. Но там сказали, что совмещать работу и учебу не получится, нужно определиться. Я выбрала аспирантуру, потому что это была цель моей жизни.

ЛЮБИМЫЕ МЕСТА В НОВОКУЗНЕЦКЕ

«Кузнецкая крепость».

-Не шахта?

-Ахаха, нет! Но я с удовольствием хожу в шахту на экскурсии со студентами. Все шахты разные. Какие-то вскрыты вертикальными стволами, в них спускаешься, как на лифте: встал в клеть и поехал. Внизу – как в метро, ничего страшного. Тем более, на лбу у тебя фонарик, можно все увидеть.

Есть шахты, вскрытые наклонными стволами, спуск в которые можно сравнить с горнолыжным: устроена такая канатно-кресельная дорога. Садишься на бугель и едешь на рабочее место.

В некоторых выработках много воды. Ты идешь, а вокруг подземные воды по колено, черпаешь воду сапогами.

Крыс я там не встречала, но говорят, что они бывают. Питаются, наверное, забутовками, которые там оставляют шахтеры. Бывает иногда такой наряд, что и поесть некогда, забутовку забыли. Не поднимать же ее с собой.

У меня нет клаустрофобии, в шахте мне очень интересно. Я подмечаю что-то необычное, чтобы рассказать потом студентам: как крепят выработку, какой новый анкер пошел, вид крепи, какая труба вентиляционная, из какого материала, и что сейчас нового, как и где висят камеры. Сейчас же камеры везде. Чтобы хорошо и правильно рассказывать на занятиях, нужно обновлять горное дело. Смотришь, рассказываешь, подмечаешь, чтобы быть в ногу со временем.

ЛЮБИМЫЕ КНИГИ

Чернышевский «Что делать», «Старик и море» Хэмингуэя. Перечитываю классику, но в основном, это происходит в отпуске. В течение года я читаю очень много технической литературы, статьи, публикации.