Прежде, чем втягивать что-то внутрь в Пратьяхаре, Андрей Гусаров, дипломированный физиолог и кандидат в кандидаты биологических наук, предлагает нам разобраться, как же устроено человеческое восприятие.
Когда Ахура Мазда на скорую руку на своей коленке лепил людей из земли и палок - физиологии зрительной системы как науки еще не существовало. Потому человеческий глаз лишь адаптирован к условиям проживания нашего вида, но отнюдь не является совершенным механизмом восприятия окружающего. Так, нам доступен лишь относительно небольшой видимый диапазон (400-700 нм), а, например, некоторые пресмыкающиеся обладают способностью чувствовать электромагнитные волны в инфракрасном диапазоне (3-12 мкм).
Другое дело, что возникновение такой чувствительности эволюционно невозможно у млекопитающих, обладающих постоянной температурой тела, которая и давала бы постоянные помехи нашему эндогенному «тепловизору». Та же эволюция повлияла и на цветовосприятие зрительного аппарата.
Жизнь наших далеких млекопитающих предков была не сладкой и, безусловно, ночной. Благодаря этому человечество имеет всего три вида рецепторов распознавания цвета (колбочки) – красный, зеленый, синий, и один вид (палочки), используемый нами для видения в условиях различной освещенности (условно серый). Однако, топический принцип передачи нервных импульсов в зрительной системе, обработка количественной информации и сравнивание интенсивности работы трех базовых видов рецепторов позволяет нам наблюдать окружающую действительность во всем цветовом многообразии. Кстати, вызывают непонимание некоторые научно-популярные передачи ВВС типа «как видят мир разные животные?».
Я согласен, что, например, птицы имеют базовых колбочек побольше наших, однако мы воспринимаем их «цветовое видение мира» через картинку телевизора, по-прежнему используя при этом наши три типа колбочек))).
В работе зрительной системы так же присутствуют ограничения чисто физиологического характера: наличие слепого пятна в самом центре сетчатки (место выхода зрительных проводящих путей), расположение рецепторов под слоем кровеносных сосудов, неравномерное распределение рецепторов по поверхности сетчатки (большая концентрация в центре, малая на периферии), перевернутое изображение, сфокусированное на рецепторной поверхности сетчатки и т.д. То есть мы должны воспринимать мир перевернутым, размытым по краям, с белым пятном размером с теннисный мяч в середине поля нашего зрительного восприятия! Однако этого не происходит, в чем может убедиться каждый, просто открыв глаза.
Некоторые из этих противоречий снимаются работой мускулатуры: глазодвигательной (возможность быстро и четко изменять направление взгляда), ресничатой (изменение кривизны хрусталика). Все это дает возможность сфокусировать изображение предмета в пространстве на оптимальной поверхности сетчатки, в обход существующих физиологических ограничений.
Наибольший интерес представляет работа мозга, проводимая для дальнейшей коррекции зрительных впечатлений. Обработка зрительной информации происходит в затылочных полях коры головного мозга. Третичные поля, ответственные за формирование символов, полученных в результате конвергенции сигналов двух нижележащих зрительных полей (восприятие линий и геометрии пространства) уже сильно зависят от процесса обучения.
Дальше – больше! Интеграция сигналов нейронами ассоциативной задней теменной доли из височных полей (слуховая информация), затылочных полей (зрительная), передней теменной области (проприорецепция) с участием зон Вернике (распознавание слов) и дает нам понимание общей картины мира и нашего места в нем. В связи с этим интересна концепция перцептивного восприятия окружающего — в процессе формирования нейронных сетей для активации ассоциативного нейрона необходимо возбуждение всех других нейронов различных полей, имеющих с ним общие синапсы. Однако в дальнейшем (для оптимизации энерготрат) эта необходимость отпадает. Таким образом для активации условной нейросети «змея» достаточно лишь наличие веревки в плохо освещенном помещении – все остальное мозг «дорисует» сам)).
Существует несколько подобных теорий, объясняющих роль ЦНС в восприятии и коррекции зрительных образов. По мнению Дж.К.О´Ригана (автора одной из них) в основе нашего зрительного восприятия лежит предыдущий богатый перцептивный опыт, проецируемый нашим мозгом. Условно говоря, мы имеем некоторую фотографическую матрицу, картинку окружающего, построенную на основе памяти, которую корректируем своими постоянными, ежесекундными зрительными актами. Тема интересная, не до конца разработанная, еще ждущая своих исследователей))).