Найти тему
AFTERSHOCK

Черная дыра в Пентагоне

На фоне обеспокоенности о нехватки вооружений для армии США, из-за многомиллиардных поставок оружия на Украину, телеканал CBS News провел шестимесячное расследование, в ходе которого выяснилось, что основные трудности в закупках Пентагона связаны с непомерным завышением цен со стороны американских подрядчиков. Завышением цен во всём, начиная с болтов и гаек, заканчивая самолетами и подводными лодками.

В качестве эксперта CBS News пригласило Шей Асада, который был главным по закупкам в Пентагоне ещё при президенте Джордже Буше младшем. Издание Politico называло его "самым ненавистным человеком в Пентагоне", для таких гигантов оборонной промышленности, как Boeing, Lockheed Martin и Raytheon, всё потому, что он нещадно резал суммы контрактов на закупки вооружений.

Сейчас Шей Асад не стесняется говорить, что оборонные подрядчики Пентагона должны быть привлечены к ответственности. "Кто бы они ни были, что бы это ни была за компания, их нужно привлечь к ответственности. И прямо сейчас, так как система подотчетности в Министерстве обороны нарушена" - сказал он.

Ещё в 2015 году по его инициативе было выявлено, что производители комплекса ПВО "Patriot" фирма Lockheed Martin и Raytheon, завышали стоимость своего изделия на несколько сот миллионов долларов. Субподрядчики Boeing сильно завышали цены Пентагону и союзникам США на противоракеты PAC-3, для этого комплекса.

Аналитики Пентагона обнаружили, что раньше общая рентабельность Lockheed Martin, по военным контрактам, составляла 12%-15%, то теперь она приблизилась к 40%. Boeing отказался от комментариев для CBS News, но в Lockheed Martin заявили: "Мы добросовестно ведем переговоры с правительством по всем нашим программам закупок".

Было установлено, что Raytheon не только завышало цену, но даже специально затягивала сроки изготовления "Patriot", данная информация была передана для возбуждения уголовного дела, расследование до сих про продолжается. В 2021 году генеральный директор Raytheon Грегори Хейс сообщил инвесторам, что компания выделит 290 миллионов долларов на устранение выявленных недостатков.

Сложившуюся в оборонном комплексе США ситуацию Шей Асад объяснил тем, что после распада СССР, примерно с 1993 года, когда Пентагон, стремясь сократить расходы, призвал оборонные компании к слиянию, и из 51 крупного подрядчика, в итоге осталось пять гигантов. Конкуренция резко сократилась, каждый из гигантов занял свою эксклюзивную нишу, а вне рыночных рычагов влияния у Пентагона не оказалось.

Проблема усугубилась в начале 2000-х годов, когда Пентагон, в целях экономии средств, сократил 130 000 сотрудников, в чьи обязанности также входило ведение переговоров и надзор за оборонными контрактами. В Пентагоне были убеждены, что могут положиться на компании в том, что отвечает наилучшим интересам военных и налогоплательщиков, рассказал Асад. Однако, после того, как компаниям был предоставлена беспрецедентная свобода действий для экономии, цены почти на все начали расти.

"Для многих видов оружия, которое сейчас отправляется на Украину, есть только один поставщик. И компании это знают", - сказал Шей Асад. В конкурентной среде, до консолидации оборонных подрядчиков, переносной зенитно-​ракетный комплекс "Stinger" в 1991 году стоил 25 000 долларов. Сейчас у фирмы Raytheon, ныне единственного поставщика, замена отправленного на Украину ПЗРК обходится американскому бюджету более чем в 400 000 долларов. Даже, если учесть инфляцию прошедших лет и некоторую модификацию ПЗРК - это увеличение стоимости на 700%, говорит Шей Асад, а значит, в действительности, "Stinger" должен был бы стоить, примерно 57 000 долларов.

При таком подходе не удивительно, что в Белом доме заявили об ошибке на 3 миллиарда долларов при подсчете вооружения, передаваемого Украине из запасов Пентагона, так как первоначально сумму исчисляли, исходя из стоимости замены отгруженного вооружения, однако потом решили считать стоимость оружия на момент его первоначальной закупки.

Генерал-​​лейтенант ВВС США в отставке Крис Богдан, который всю свою карьеру курировал закупки некоторых из наиболее важных систем вооружений заявил, что между Пентагоном и оборонными подрядчиками существует внутренний конфликт, так как оборонные компании должны получать прибыль, а Пентагон, с другой стороны, хочет получить системы вооружения, как можно быстрее и как можно дешевле. "Это противоположные концы спектра". - сказал он.

В 2012 году Крису Богдану предложили взять в свои руки бразды правления проблемной программой совместных ударных истребителей F-35, которая отставала от графика на семь лет и превысила первоначальную оценку расходов на 90 миллиардов долларов. Хотя по оценкам, самые большие расходы на техобслуживание ещё впереди, и могут обойтись налогоплательщикам в 1,3 триллиона долларов.

Оказывается, Lockheed Martin поставляет F-35 Пентагону, за проектирование и сборку которого получила вознаграждение, но по контракту фирма и ее поставщики сохраняют контроль над данными о конструкции самолета и порядке его ремонта, как над конфиденциальной информацией.

"Система вооружения принадлежит министерству, но данные, лежащие в основе конструкции самолета, - нет", - поясняет Крис Богдан. Таким образом, когда деталь ломается, Министерство обороны не может её починить или заменить самостоятельно. В частности, это отдается на откуп субподрядчику Lockheed Martin, фирме TransDigm, которая неоднократно обвинялась в завышении цен. Группа экспертов обнаружила, что правительство заплатит TransDigm 119 миллионов долларов за запчасти, которые должны стоить 28 миллионов долларов.

Шей Асад продемонстрировал CBS News датчик давления масла, который NASA покупала на рынке за 328 долларов, а Пентагон покупает его за 10 тысяч долларов. Это отнюдь не единичный случай, а обыденная практика, так в 2018 году, Пентагон был вынужден закупать новые крышки на унитаз в грузовой самолет С-17 также за 10 тысяч долларов, хотя стоимость их печати на 3-Д принтере составила бы 300 долларов. Однако, как пояснил представитель подрядчика, компании придется изменить производственный процесс, чтобы сделать ограниченное количество крышек унитазов, что приводит к увеличению расходов, кроме того, только его фирма имеет право интеллектуальной собственности на эту деталь.

Таким образом, монополия на интеллектуальную собственность не позволяет другим фирмам предоставлять сервисную поддержку запатентованного изделия. Оборонные подрядчики утверждают, что стоимость их запчастей не должна быть поставлена под какое-​​либо сомнение, поскольку они являются “коммерческими продуктами”, а цены устанавливает рынок. Чаще всего Пентагон является единственным клиентом и, соответственно, платит заоблачные цены.

К примеру, в 2011 году, фирма Boeing просила у Пентагона за шестеренку размером меньше двух сантиметров 644 доллара, при обычной цене в 12 долларов - это 5300% наценки. В 2014 году, вертолетная фирма Bell просила за муфту 295 долларов, которая стоит 25 долларов, таким образом, цена для Пентагона была завышена на 1180%.

Конечно некоторые контракты с завышением цен расторгаются, если информация о них получает широкое распространение. Так в 2018 году после обнародования информации, конгрессменом Джо Кортни, был отменен контракт ВВС США с фирмой Boeing, у которой предполагалось закупить два холодильника для президентских самолетов Boeing 747, за 24 миллиона долларов.

Для понимания ситуации следует сказать, что в 2012 году один из комитетов Конгресса США поддержал предложение министерства обороны по облегчению доступа к информации о ценах подрядчиков на так называемые товары "для коммерческого использования". Однако, лоббисты оборонной промышленности в комитете по вооруженным силам отклонили это предложение и, даже, расширили определение "для коммерческого пользования", чтобы в будущем было еще больше возможностей для злоупотреблений ценой.

Суть заключается в том что, если товар считается "для коммерческого использования", а не исключительно военного применения, то оборонная фирма может утаить большую часть данных о ценах на него, чтобы оставаться на шаг впереди своих конкурентов на открытом рынке.

В 2016 году Шей Асад, будучи директором управления по ценообразованию Пентагона предпринял ещё одну попытку заполучить у оборонных подрядчиков информацию о ценообразовании их деталей, для последующего определения адекватной стоимости закупок. Однако его затея провалилась, как пояснил тогда Том Кэптен, вице-​председатель и руководитель оборонного сектора в компании финансовых услуг Deloitte, "вы не спрашиваете данные о себестоимости у автодилера, в продуктовом магазине или пиццерии, вы покупаете, исходя из вашей оценки наилучшей цены на рынке."

Естественно, всё это происходит не только из-за прямой активности лоббистов оборонных предприятий, но и из-за заинтересантов внутри Пентагона. Так, по закону, все компании, участвующие в контракте с Министерством обороны США с единственным подрядчиком, обязаны предоставлять данные о ценах любого субподрядчика, который предоставляет товары и услуги на сумму 750 000 долларов или выше. Однако, в течение многих лет Пентагон пренебрегал этим требованием.

Пентагон и его подрядчики связаны круговой порукой, генерал-​лейтенант Ллойд Остин, после отставки из армии в 2016 году, сразу стал членом правления компании Raytheon, а в 2021 году президентом США Джо Байденом был назначен на должность министра обороны. Никто в США не назовет это коррупцией, это для них норма. Даже эксперт, приглашенный CBS News, Шей Асад до службы в Министерстве обороны тоже работал в фирме Raytheon.

Получается, что министерство обороны - это чёрная дыра для американских налогоплательщиков, как там расходуются деньги не знает никто. В 2021 году Пентагон провалил очередной аудит и он не был доведен до конца. Поэтому, майская новость о том, что ревизоры выявили в недрах Пентагона недостачу запасных частей для F-35 на 85 миллионов долларов никого уже не удивляет.

Автор - GORA - Олег Ладогин

Источник

Друзья, не забудьте поддержать автора лайком, а также подписаться на канал - AFTERSHOCK.