Не молись за упокой,
Я еще не умер, только ранен.
За туманной, северной рекой
На Великорецком поле брани…
Здесь, где носят по полям кресты,
Где хоругвеносцы будто птицы,
Где венцы небесной красоты,
Здесь живой воды я смог напиться…
Год за годом… Сотни лет… Пешком…
По болотам, топям (весям) и дорогам,
За Святым Николой, в Горний Дом.
Ваш привал окончен
… Встаньте…
С Богом!
Крестноходец протоиерей Максим Романенко. Г. Владивосток. 2010г.
Вот и закончился Великорецкий крестный ход. В восьмой раз, а хожу я в крестный ход с 2004 года, удалось пройти полторы с лишком сотни километров нелегкого пути.
Чем необычен был этот крестный ход для меня? В этом году, пожалуй, наиболее сильно одолевали сомнения: а смогу ли я пройти эти непростые километры. Колебания имели под собой реальную почву, поскольку зима и весна 2011 года были непростыми для меня, я постоянно болел простудными заболеваниями, причем это был не насморк с чиханием, возникали достаточно серьезные проблемы с почками, малейший сквозняк или переохлаждение, и я нахожусь в полуразобранном состоянии, с неприятными головокружениями, тошнотворной слабостью и настроением, близким к отчаянию. Искушения были очень сильные, в голове постоянно витала мысль: «Как же ты пройдешь, эти десятки километров пути, если дома сваливаешься от малейшей простуды. Умом я понимал причину обрушившихся на меня проблем, однако тело громко протестовало против моего стремления участвовать в крестном шествии на реку Великую. Борьба эта была долой и очень изнурительной, пожалуй, окончательную точку в моих сомнениях относительно того идти или не идти в Крестный ход поставила моя супруга, она твердо заявила мне, что пойдет вместе со мной. Так что, отступать было некуда, решение было принято окончательно.
Имея свой сравнительно небольшой опыт крестных ходов на реку Великую с иконой Николая чудотворца, я могу утверждать, что с каждым разом проходить этот крестный путь становится все труднее. Я много думал над этим феноменом, ответ пришел не сразу и я не претендую на его полноту: как мне кажется, первый раз святитель Николай всемерно помогает будущему труднику в его крестном шествии. Первые походы являются своего рода детским садиком для всех паломников, независимо от возраста, когда в душу и сознание человека прививаются определенные понятия и Вера, в Того, Чье присутствие ребенок или взрослый человек интуитивно ощущают в наиболее ответственные моменты своего существования. Здесь ты учишься смирению и молитве. С каждым годом, по мере твоего «взросления», ты словно переходишь в очередную группу или класс, а кто-то и перескакивает сразу несколько ступенек в своем духовном развитии. Год от года ты получаешь все более всеобъемлющую духовно-нравственную информацию, относительно того, как надо жить в этом мире, и с каждым годом увеличивается спрос с тебя за твои поступки и образ мыслей. Кто-то, наверное, остается и на второй год, в этой нелегкой «школе жизни», кого-то и вовсе исключают из рядов учащихся.
Поэтому, каждый раз, когда тебе удается пройти до конца свой крестный путь вместе с тысячами паломниками, ведомыми Николаем чудотворцем, ты приобретаешь большое количество духовной энергии, сокровенных знаний, а зачастую и здоровья, что в итоге, помогает достойно прожить тебе еще год, до очередного крестного шествия с Великим подвижником Божиим святителем Николаем.
В своей книге «Записки странника», которая увидела свет в 2010 году, я отмечал, что, пройдя хоть раз нелегкими дорогами Великорецкого крестного хода, заболеваешь им навсегда.
Правильно подметил Протоиерей Сергий Гомаюнов в статье «Великорецкая школа»: «В обыденной жизни мы почти не способны к длительному духовному усилию. Мы устаем от «длинного» молитвенного правила или от «многочасовой» службы. Крестный ход не дает нам выйти из духовного делания. На протяжении шести дней крестноходец погружен в постоянно совершающуюся жизнь Церкви. Его основным делом становится молитва, а главным желанием – причастие на Литургии в Великорецком. И вот этот опыт принадлежности Церкви является самым драгоценным опытом, который зовет к своему обновлению и укреплению того, кто ему приобщился в крестном ходе».
А вот что пишет о Великорецком крестном ходе православный писатель Владимир Крупин: «Те, кто был на крестном ходе, потом плачут и жалеют, что он уже закончился. Великорецкий крестный ход – самый трудный и благодатный. Я бывал на многих крестных ходах, и уверен, что Россия спасется не митингами, а крестными ходами. Великорецкий же крестный ход дарован нам Господом Богом. Этот крестный ход – особенный и ни с чем не сравнимый. Великорецкий крестный ход – это поистине школа мужества, школа любви. Этот крестный ход проходит в единении, братстве и соборности».
Почему в своей статье я привожу выдержки из статей тех людей, которые не раз и не два прошли нелегкими дорогами крестного хода по благодатной вятской земле? Наверно мнение их очень важно для меня, я вот уже многие годы пытаюсь все более полно донести до Вас, мой дорогой читатель, чем же является крестный ход, подобный Великорецкому, для меня, для народа русского, для России.
Мнений, точек зрения на эту тему очень много, есть и такие кто считает, что Великорецкий крестный ход – это Обет, данный вятчанами Николаю чудотворцу, и выполнять его должны только они и никто более. Мол, не надо усложнять значение его для людей - пронесли икону Николая чудотворца до села Великорецкое и обратно, выполнили обещание данное предками и все, живите дальше, ждите очередного крестного хода.
Однако гораздо больше тех, кто считает Великорецкий крестный ход спасительным и покаянным не только для земли вятской, но и для всей России. Вот как поэтично сказал об этом священник Владимир Неганов: «Вся Русь, духовно собранная в Великорецком крестном ходе, уходит от обычных пониманий, мерок, суждений века сего, уходит путем, ведущим в небесную высь».
Ниже привожу боговдохновенную прозу и стихи другого вятского писателя, Николая Пересторонина о Великорецком крестном ходе: «Душа паломника… Ликуя и радуясь увиденному в пути, припадая к святыням и утешаясь, она пребывает в возрасте Серафима». «Гороховские родники, пробивающиеся в чистоте из лесных болотин, прибывающие в неиссякаемом источнике казанской Божией Матери, невидимые ключи, питающие Великорецкую купель – не образ ли это Великорецкого крестного хода, прибывающего, встречаемого разноцветьем священных знамен в городах и весях, вбирающего все новых и новых трудников».
«…
Душа теплом любви согрета,
Светло касаются свечи
Великорецкого рассвета
Животворящие лучи.
И расправляется по-детски,
Рассветной святостью дыша,
В родном селе Великорецком
Родная вятская душа…»
Разве можно ярче охарактеризовать то состояние, которое каждый раз окутывает нас, когда идем мы с тысячами своих товарищей и единомышленников – трудников за иконой святителя Николая, выполняя Обет, данный нашими предками в далеком четырнадцатом веке.
Читаешь эти, душою написанные строки, и наполняешься тихой восторженной благодатью, слава Тебе Господи, пока есть в земле русской люди, пишущие такую прозу и стихи, земля наша будет жива, и есть с кого брать пример молодежи, за души которой и идет сейчас самая жестокая битва. Ибо все мы прекрасно понимаем, что судьба нашей Родины целиком и полностью зависит от того, каким будет наше молодое поколение – богоборцами, христианоненавистниками, или же русскими православными людьми.
Когда, работая над данной статьей, пересматривал я свой архив, на глаза мне попалась православная газета «Русь державная» №10 от 2007 года. Это был специальный выпуск, целиком посвященный восьми крестным ходам «Под звездой Богородицы», которые в 2007 году вышли из шести городов нашего Отечества: Владивостока, Барнаула, Якутска, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга и Архангельска, а также двух центров Вселенского Православия - Иерусалима и Афона, и, преодолев десятки тысяч километров, сошлись в Москве в июне 2008 года.
Первым 20 мая 2007 года начался Крестный ход Владивосток-Москва, самый протяженный из восьми крестных ходов. Икона Божией Матери «Державная» - главная икона крестных ходов «Под звездой Богородицы».
Пройдя по всей территории России, передавая как великое сокровище из рук в руки, освящающие нашу землю святыни, несомые совершителями шествия, участники крестных ходов молились за Россию, и ее народ, устанавливали поклонные кресты. Вот что писала о крестном ходе Владивосток - Москва журналист Анна Геут из газеты «АиФ Дальний Восток». Она прошла с Крестным ходом 900 километров: «Я стояла на вечерне босиком, потому что ноги с опухшими пальцами и омертвевшими ногтями в кроссовки уже не влезали. Стояла чудом, потому что каждую минуту боялась упасть. Стояла после шести дней непрерывного пешего похода. Стояла и понимала, что я уже другой человек. Я стояла и плакала. Не от горя, не оттого, что мне было плохо или тяжело. Мне не было плохо. Я просто плакала, плакала почти всю службу. Потому что прощалась сама с собой - это всегда немного грустно. Потому что встречалась сама с собой новой - это всегда радостно. Слезы грусти и радости, как я с ними ни боролась, победили меня тогда — на первой моей вечерне в Крестном ходу - текли свободно». 16 июля 2007 г., понедельник (день 58-й).
Крестные ходы «Под звездой Богородицы» прошли впервые по данным маршрутам, однако они вместе с Великорецким крестным ходом, имеющим шести вековую историю, закладывают православную традицию, для всего русского народа, наглядно показавая, как надо молится за Русь.
Длительные крестные ходы — это, по сути, ближайший и прямой ответ христиан на призыв Господа: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». Это «апостольское служение», по словам епископа Туровского и Мозырского Стефана.
Закончить свою работу я хотел бы выдержкой из статьи «Бой в невидимой области духа», которая была опубликована в газете «Русь державная» №10 за 2007 год: «Идет битва за Русь, ожесточенность и изощренность ее форм нарастают. Трагедия разрушения России, обезлюдение и разрушение тысяч и тысяч деревень, вымирание народа, жертвы наркомании, пьянства, братоубийственных разборок, самоубийств — все это в цифровом выражении не что иное, как фронтовые сводки. И это суть видимые отголоски и проявления того гигантского сражения, которое кипит в невидимой области духа за души русских людей.
На это сражение, на брань духовную, хранимое Божией благодатью, покровом Царицы Небесной, ангельскими воинствами, молитвами всех русских святых и всех угодников Божиих, устремляется земное воинство Христово крестными ходами.
За туманной, северной рекой На Великорецком поле брани…
1 июня 20231 июн 2023
46
8 мин
1