Признаюсь, увидев портрет Надежды Константиновны в её молодые годы, я был порядком удивлен. Совсем другое лицо – черты очень привлекательной женщины, угадывается хорошая фигурка. А если еще учесть и то, что Надежда Крупская обладала сильным характером, то невольно приходят мысли о том, что скорее всего, кавалеров у такой яркой барышни было много.
На страницах школьных учебников Надежду Константиновну показывали не столько супругой Ленина, сколько его другом и верной соратницей. И рядом с другими мужчинами её никто даже представить не мог – кого такая «селедка» привлекает? Однако в некоторых мемуарах можно встретить указания на то, что у жены Ленина даже любовники были. Более того, ее брак с Владимиром Ильичем – уже не первый.
На советских фотографиях жена Ленина показана не очень-то презентабельно. Действительно, в определенный момент своей жизни Крупская стала полнеть и дурнеть: глаза из-за Базедовой болезни стали вылезать из орбит, шея потолстела. В те далекие годы перед такой болезнью медики были бессильны, сейчас же все это успешно лечится гормонами. В общем, внешний вид супруги Ильича становился все хуже, к тому же она часто плакала по пустякам и была раздражительной.
А ведь юные свои годы Наденька Крупская была красивой и веселой девушкой. Вот свидетельство Г. М. Кржижановского (К. и Т. Енко «Ленин, Сталин, Троцкий») о том, как выглядела Надя:
«В молодости она (Крупская) была очень хороша, что-то в её внешности было приковывающее, одухотворенное что-то. И русское очень. Коса ниже пояса: бывало, ахали в Шушенском, какие шикарные волосы были у Надежды».
Кстати, именно в Шушенской ссылке, когда Крупская приехала туда к Ульянову, она и познакомилась с красивым революционером Виктором Курнатовским. Они часто гуляли по окрестностям, много беседовали. Ходили слухи, что Курнатовский влюблен в Крупскую, и она отвечает взаимностью.
Именно тогда сестра Владимира Ильича заметила изменения в Наде, и поделилась своими мыслями с братом. Правда, в то время она жила далеко от Ульяновых, но они часто писали друг другу письма.
Однако Владимир Ильич ответил, что: «Не время сейчас слушать сплетни».
Приехав в Шушенское, Крупская обвенчалась с Ульяновым. Долгое время она не хотела связывать себя официальным браком, однако «сыграть эту комедию» (ка выразился сам Ильич) пришлось из-за сложившейся ситуации. Дело было в том, что местом ссылки для Крупской определили не Шушенское, а Уфу. Потому остаться вместе с Владимиром Ильичом она могла лишь в том случае, если бы стала его законной женой.
Владимир Ульянов, бывший ярым атеистом, тоже вынужден был идти в храм и венчаться. Так требовал тогдашний закон, к тому же этого очень желала мать Надежды, далекая от всей этой революционной деятельности и атеизма. Запись о заключении брака между Ульяновым и Крупской сохранилась в метрической книге Петропавловского храма села Шушенское.
Для Нади это был второй брак – ранее она считалась женой эсера Бориса Владимировича Германа. В биографическом словаре Лазаря Хейфеца «Латинская Америка в орбите Коминтерна» о Борисе Германе есть только коротенькая заметка:
«Участвовал в деятельности революционных кружков в Донбассе (1900). Член боевой эсеровской организации (1902). Один из организаторов раскола эсеров на максималистов и минималистов. Один из лидеров максималистов».
В Британской энциклопедии тоже мало данных об Германе. Более подробные данные приводит издание «Кто есть кто в России и бывшем СССР» (Терра, 1994 год). Там пишется, что спустя год после революции Герман уехал в Аргентину и там доживал свой век. К нему часто приезжал издатель журнала «Сеятель» Н.А. Чоловский – они много общались, и от последнего Герман узнавал все новости о России. Кроме того, Герман был близким другом стрелявшей в Ленина Фанни Каплан.
Однако не все исследователи согласны с тем, что у Крупской в жизни было два брака. Автор книги «Жизнь Владимира Ильича Ленина: вопросы и ответы» В. А. Перфилов утверждает, что все это просто сплетни и легенды – нет никаких документов и нет подлинных воспоминаний современников.
Может быть, они и встречались и даже жили вместе - потому то мать Нади и настаивала на браке с Лениным, чтобы меньше сплетничали хотя бы об этом сожительстве дочери. Но в то время как таковое сожительство - без венчания - в обществе не приветствовалось. Хотя... революционерки еще не то вытворяла - взять хотя бы Александру Коллонтай.
Может, это действительно сплетни. Такие «фейки» появлялись и распространялись среди общественности по ряду причин:
- не было доступа к достоверным документам и к биографическим данным о вожде;
- к тому же старались вызвать у людей неприязнь к личности Ленина и вообще к существовавшему тогда строю.
И если в то время уже было сложно точно выяснить такие детали биографии Надежды Константиновы, то сейчас уже подавно. Поэтому нам остается лишь одно: верить, что Крупская – единственная жена Ленина, а Ленин был ее единственным мужчиной. В конце концов, даже если это и не так, историю уже не изменить.