Найти тему
Катехизис и Катарсис

БТК - колёсные трудяги Иртыша

В детстве я немало времени проводил на реке в окрестностях Омска, и одним из ярких впечатлений осталась встреча с колёсным пароходиком. «Шлёп, шлёп, шлёп» - неспешно били по воде колёса. Уже тогда это воспринималось чем-то архаичным, встречей с призраком далёкого прошлого. Однако позже, в 2010-х, я вновь повстречал колёсник на Иртыше и начал рыть на эту тему Интернет. И неожиданно оказалось, что по правде всё совсем не так, как на самом деле. Во-первых, это был не пароход, а вполне себе теплоход (да, по трубе и выхлопу можно было догадаться сразу, но сработала ложная ассоциация «колёса, значит, паровая машина»). Во-вторых, кораблик оказался не один, а целый тип судов - БТК (буксир-толкач колёсный) аж из пяти проектов - 1721, 1721Л, 3.1721, 3.1721К и 4.1721, отличавшихся габаритами (немного), этажностью надстройки, мощностью силовых установок и конструкцией носа; всего было построено более пятидесяти штук, и трудились они в верховьях Иртыша и в бассейне Лены. В третьих, кораблик был (особенно на момент первой встречи) отнюдь не стар - первое судно этого типа было спущено на воду всего лишь в 1973 году, а три последние - и вовсе в 1990-м.

Неидентифицируемый БТК в естественной среде обитания. Автор: пользователь nankilov сервиса «Яндекс.Фотки»
Неидентифицируемый БТК в естественной среде обитания. Автор: пользователь nankilov сервиса «Яндекс.Фотки»

Но зачем кому-то понадобились гребные колёса в последней четверти двадцатого века? Дело в том, что колёсный движитель, несмотря на (казалось бы) безнадёжное устаревание, имеет свои плюсы. Во-первых, он позволяет плавать при значительно меньшей глубине, чем винтовой. Так, 1721Л с полными запасами имеет осадку в один метр, а реально можно довести и до 60 сантиметров. Для прохождения ему достаточно лишь немного большей глубины. Это позволяет не только проходить мелкие участки реки (и, кстати, самостоятельно сниматься с мели), но и приставать к необорудованному берегу. Также в условиях мелководья колёса оказываются эффективнее винта, меньше размывают русло реки, позволяют маневрировать в более узком пространстве и т.д. В общем, идеальное судно для неторопливого шлёпинга по мелкой воде. Именно такой, как в казахских верховьях Иртыша, где этот тип и появился. Это - единственный буксир, который может пройти по маршруту Павлодар-Омск. Впрочем, ходили они и намного севернее.

Схема БТК (вероятно) проекта 1721:

Источник неизвестен
Источник неизвестен

Плавали БТК по рекам долго и счастливо, пока не наступили девяностые. Объём речных перевозок радикально уменьшился, к тому же поперёк Иртыша появилась государственная граница. Суда Иртышского (и, подозреваю, казахстанского Верхне-Иртышского - тоже) пароходства были отчасти проданы, отчасти заброшены, отчасти порезаны на металл. Увы, не избежали этой участи и наши буксиры. По данным сайта «Водный транспорт» (неофициальным и не слишком точным, но дающим общее представление) из 52-х построенных судов данного типа в эксплуатации сейчас находятся только девять, из них шесть - в Казахстане, а три - в бассейне Лены. К Омску приписаны три БТК - 613, 632 и 637, все - со статусом «не эксплуатируется». В каком они состоянии и услышим ли мы вновь их шлёп-шлёп-шлёп по воде - вопрос…

БТК с двумя баржами, фото из космоса (Яндекс.Карты). Визуализация «шлёпов». Взято: https://universman.livejournal.com/983675.html
БТК с двумя баржами, фото из космоса (Яндекс.Карты). Визуализация «шлёпов». Взято: https://universman.livejournal.com/983675.html

Несколько «портретов». Описания взяты с https://fleetphoto.ru/projects/181/.

БТК-601, первое судно типа

Проект: 1721

Место постройки: Семипалатинский ССЗ, СССР

Построено: 1973

Списано: 1990-е гг.

Приписка: Павлодар

Текущее состояние: Разрезано (утилизировано)

Автор: Владимир Бояркин. Взято: https://fleetphoto.ru/photo/53303/
Автор: Владимир Бояркин. Взято: https://fleetphoto.ru/photo/53303/

БТК-612

Проект: 3.1721К

Место постройки: Семипалатинский ССЗ, СССР

Построено: 1979

Списано: 25.09.2021

Приписка: Омск

Текущее состояние: Затонуло и/или заброшено

Буксир БТК-612, вид с кормы. Река Казым, 2005 г. Источник: https://mapio.net/pic/p-64425347/1 из 3
Буксир БТК-612, вид с кормы. Река Казым, 2005 г. Источник: https://mapio.net/pic/p-64425347/1 из 3

БТК-620

Проект: 3.1721

Место постройки: Семипалатинский ССЗ, СССР

Построено: 1981

Утилизировано: 01.07.2020

Приписка: Семипалатинск/Семей

Текущее состояние: Разрезано (утилизировано)

Автор: пользователь nankilov сервиса «Яндекс.Фотки»1 из 5
Автор: пользователь nankilov сервиса «Яндекс.Фотки»1 из 5

БТК-629

Проект: 3.1721

Место постройки: Павлодарский ССРЗ, СССР

Построено: 1983

Приписка: Павлодар

Текущее состояние: Эксплуатируется

Относительно свежее, ноябрь 2021. Источник: https://ullar.livejournal.com/436965.html1 из 2
Относительно свежее, ноябрь 2021. Источник: https://ullar.livejournal.com/436965.html1 из 2

БТК-631

Проект: 3.1721

Место постройки: Павлодарский ССРЗ, СССР

Построено: 1984

Приписка: Семипалатинск/Семей

Текущее состояние: Не эксплуатируется

Источник: https://universman.livejournal.com/1080490.html
Источник: https://universman.livejournal.com/1080490.html

БТК-632

Проект: 3.1721К

Место постройки: Семипалатинский ССЗ, СССР

Построено: 28.05.1984

Приписка: Омск

Текущее состояние: Не эксплуатируется

Источник: https://belyaefff.livejournal.com/196349.html, 2012 г.1 из 3
Источник: https://belyaefff.livejournal.com/196349.html, 2012 г.1 из 3

БТК-634

Проект: 3.1721К

Место постройки: Семипалатинский ССЗ, СССР

Построено: 1984

Списано: 2021

Утилизировано: 01.2022

Приписка: Павлодар

Текущее состояние: Утилизирован в Семее

БТК-634 с баржой.Источник: https://riverpilgrim.livejournal.com/363642.html1 из 2
БТК-634 с баржой.Источник: https://riverpilgrim.livejournal.com/363642.html1 из 2

БТК-638

Проект: 3.1721К

Место постройки: Семипалатинский ССЗ, СССР

Построено: 1986

Приписка: Павлодар

Текущее состояние: Не работает с 06.2020 г.

Автор: пользователь nankilov сервиса «Яндекс.Фотки»1 из 2
Автор: пользователь nankilov сервиса «Яндекс.Фотки»1 из 2

Печальный конец одного из БТК:

Автор: пользователь sajfulin.vadim сервиса «Яндекс.Фотки»
Автор: пользователь sajfulin.vadim сервиса «Яндекс.Фотки»

Автор - Олеся Гугли.