В детстве я немало времени проводил на реке в окрестностях Омска, и одним из ярких впечатлений осталась встреча с колёсным пароходиком. «Шлёп, шлёп, шлёп» - неспешно били по воде колёса. Уже тогда это воспринималось чем-то архаичным, встречей с призраком далёкого прошлого. Однако позже, в 2010-х, я вновь повстречал колёсник на Иртыше и начал рыть на эту тему Интернет. И неожиданно оказалось, что по правде всё совсем не так, как на самом деле. Во-первых, это был не пароход, а вполне себе теплоход (да, по трубе и выхлопу можно было догадаться сразу, но сработала ложная ассоциация «колёса, значит, паровая машина»). Во-вторых, кораблик оказался не один, а целый тип судов - БТК (буксир-толкач колёсный) аж из пяти проектов - 1721, 1721Л, 3.1721, 3.1721К и 4.1721, отличавшихся габаритами (немного), этажностью надстройки, мощностью силовых установок и конструкцией носа; всего было построено более пятидесяти штук, и трудились они в верховьях Иртыша и в бассейне Лены. В третьих, кораблик был (особенно на момент первой встречи) отнюдь не стар - первое судно этого типа было спущено на воду всего лишь в 1973 году, а три последние - и вовсе в 1990-м.
Но зачем кому-то понадобились гребные колёса в последней четверти двадцатого века? Дело в том, что колёсный движитель, несмотря на (казалось бы) безнадёжное устаревание, имеет свои плюсы. Во-первых, он позволяет плавать при значительно меньшей глубине, чем винтовой. Так, 1721Л с полными запасами имеет осадку в один метр, а реально можно довести и до 60 сантиметров. Для прохождения ему достаточно лишь немного большей глубины. Это позволяет не только проходить мелкие участки реки (и, кстати, самостоятельно сниматься с мели), но и приставать к необорудованному берегу. Также в условиях мелководья колёса оказываются эффективнее винта, меньше размывают русло реки, позволяют маневрировать в более узком пространстве и т.д. В общем, идеальное судно для неторопливого шлёпинга по мелкой воде. Именно такой, как в казахских верховьях Иртыша, где этот тип и появился. Это - единственный буксир, который может пройти по маршруту Павлодар-Омск. Впрочем, ходили они и намного севернее.
Схема БТК (вероятно) проекта 1721:
Плавали БТК по рекам долго и счастливо, пока не наступили девяностые. Объём речных перевозок радикально уменьшился, к тому же поперёк Иртыша появилась государственная граница. Суда Иртышского (и, подозреваю, казахстанского Верхне-Иртышского - тоже) пароходства были отчасти проданы, отчасти заброшены, отчасти порезаны на металл. Увы, не избежали этой участи и наши буксиры. По данным сайта «Водный транспорт» (неофициальным и не слишком точным, но дающим общее представление) из 52-х построенных судов данного типа в эксплуатации сейчас находятся только девять, из них шесть - в Казахстане, а три - в бассейне Лены. К Омску приписаны три БТК - 613, 632 и 637, все - со статусом «не эксплуатируется». В каком они состоянии и услышим ли мы вновь их шлёп-шлёп-шлёп по воде - вопрос…
Несколько «портретов». Описания взяты с https://fleetphoto.ru/projects/181/.
БТК-601, первое судно типа
Проект: 1721
Место постройки: Семипалатинский ССЗ, СССР
Построено: 1973
Списано: 1990-е гг.
Приписка: Павлодар
Текущее состояние: Разрезано (утилизировано)
БТК-612
Проект: 3.1721К
Место постройки: Семипалатинский ССЗ, СССР
Построено: 1979
Списано: 25.09.2021
Приписка: Омск
Текущее состояние: Затонуло и/или заброшено
БТК-620
Проект: 3.1721
Место постройки: Семипалатинский ССЗ, СССР
Построено: 1981
Утилизировано: 01.07.2020
Приписка: Семипалатинск/Семей
Текущее состояние: Разрезано (утилизировано)
БТК-629
Проект: 3.1721
Место постройки: Павлодарский ССРЗ, СССР
Построено: 1983
Приписка: Павлодар
Текущее состояние: Эксплуатируется
БТК-631
Проект: 3.1721
Место постройки: Павлодарский ССРЗ, СССР
Построено: 1984
Приписка: Семипалатинск/Семей
Текущее состояние: Не эксплуатируется
БТК-632
Проект: 3.1721К
Место постройки: Семипалатинский ССЗ, СССР
Построено: 28.05.1984
Приписка: Омск
Текущее состояние: Не эксплуатируется
БТК-634
Проект: 3.1721К
Место постройки: Семипалатинский ССЗ, СССР
Построено: 1984
Списано: 2021
Утилизировано: 01.2022
Приписка: Павлодар
Текущее состояние: Утилизирован в Семее
БТК-638
Проект: 3.1721К
Место постройки: Семипалатинский ССЗ, СССР
Построено: 1986
Приписка: Павлодар
Текущее состояние: Не работает с 06.2020 г.
Печальный конец одного из БТК:
Автор - Олеся Гугли.