Атомфлот под санкциями США
Соединённые Штаты включили в санкционный список российское предприятие Атомфлот. В феврале этого года аналогичное решение принял Европейский союз. Ограничения касаются любых финансовых отношений с корпорацией из России.
Атомфлот три десятилетия получал крупные гранты от Норвегии, Великобритании, США и Европейского союза. Деньги шли на проекты в области ядерной и радиационной безопасности, которые улучшали инфраструктуру и оборудование для переработки и вывоза отработавшего ядерного топлива с Кольского полуострова.
Основные задачи Атомфлота по эксплуатации и обслуживанию гражданского ледокольного флота России не были связаны с финансированием США и ЕС, однако большая часть оборудования радиационного контроля закупалась именно на Западе. При наличии собственных разработок Атомфлот планирует перейти на отечественные аналоги в ближайшее время.
В последние годы Россия вкладывает большие средства в строительство нового поколения мощных атомных ледоколов. В летний сезон, когда на Северном морском пути меньше льдов, эти суда проходят на Атомфлоте техническое обслуживание, ремонт и перезарядку атомных реакторов.
Гренландия возобновляет добычу графита
В Гренландии к 2026 году планируют открыть графитовый рудник. Этот минерал используют для производства аккумуляторов, спрос на которые за последние несколько лет кратно вырос за счёт развития электротранспорта и «зелёной» энергетики. Заниматься освоением рудника будет лондонская компания GreenRoc Mining, которая уже реализует два проекта по добыче чёрных и цветных металлов на севере Гренландии.
Сейчас GreenRoc Mining занимается проектированием шахт. Добывать планируют 400 тысяч тонн графита в год. Ожидается, что минерал будут поставлять на рынки Европы и Северной Америки.
В Гренландии одни из самых чистых месторождений графита в мире. Несмотря на небольшие размеры рудников, высокое качество добываемого сырья делает его добычу экономически выгодной. Ранее на острове уже занимались добычей графита, вызванной нуждами Первой мировой войны. Рудники с 1915 по 1924 годы произвели около 6 тысяч тонн сырья и впоследствии были законсервированы из-за отсутствия спроса на минерал.
Беспилотники составляют морские карты в Арктике
Аляска запустила новые беспилотные автоматизированные суда для проведения картографических работ по изучению дна арктических морей. Исследования повышают безопасность экспедиций в Арктике.
Сейчас качественные картографические схемы с ландшафтом морского дна составлены лишь по одной трети арктических вод вокруг Аляски. Остальная поверхность представлена лишь в виде спутниковых снимков. Сложившаяся ситуация усложняет навигацию в арктических водах, так как экипажи судов, не владея качественной картографией, зачастую выбирают более протяжённые маршруты.
Для решения возникающих проблем США запустили программу по комплексному исследованию арктических вод на Аляске с использованием новых автоматизированных судов, изучающих рельеф морского дна. Устройства для изучения морских глубин запускаются с суши или судна и работают на любом расстоянии в течение нескольких месяцев. Экипажу больше не требуется заплывать в опасные участки арктических вод. Кроме того, такой процесс составления карт морей и океанов существенно дешевле исследований, проводимыми полноразмерным судном с экипажем.
В качестве эксперимента картографическая миссия была направлена на Алеутские острова, где на карту смогли нанести 15 тысяч квадратных километров морского дна.
Старт крупнейших арктических учений НАТО
На территории Финляндии стартовали крупнейшие арктические учения стран НАТО за Полярным кругом «Арктический вызов», проводимые альянсом раз в два года. Ежедневные боевые тренировки продлятся до 9 июня в районах от границы с Россией на востоке до побережья Норвежского моря на западе. Преимущественно в учениях задействованы военно-воздушные силы.
На учения отправлены истребители из 14 стран-членов НАТО. Кроме того, Североатлантический альянс предоставил несколько самолетов дальнего радиолокационного обнаружения для командования и управления. В общей сложности в учениях будут задействованы рекордные 150 самолетов и почти 3000 человек личного состава. Для сравнения, в 2017 и 2019 годах в подобных учениях было задействовано примерно по 100 самолетов, а в 2021-м из-за пандемии их было меньше — около 70. Первый «Арктический вызов» состоялся в 2013 году и проходил на небольшом участке финской территории.
Страны Северной Европы проводят около сорока совместных учений в год. Сейчас, когда Финляндия уже вступила в НАТО, а Швеция решает оставшиеся вопросы по членству, ведутся переговоры о создании объединенного авиационного командования.
***
Автор: Денис Ивановский, специально для GoArctic