25.05.1941 (Люблино, Московская область, СССР) — 03.03.1981 (Киев, Украинская ССР, СССР)
Фильмография Олега Даля:
1980 - Незваный друг
1980 - Мы смерти смотрели в лицо
1979 - Отпуск в сентябре [ТВ]
1979 - Приключения принца Флоризеля [ТВ, мини-сериал]
1978 - Расписание на послезавтра
1978 - Золотая мина [ТВ]
1977 - В четверг и больше никогда
1977 - Личное счастье [ТВ, мини-сериал]
1977 - Как Иванушка-дурачок за чудом ходил
1976 - Обыкновенная Арктика [ТВ]
1975 - Не может быть!
1975 - Вариант "Омега" [ТВ, мини-сериал]
1975 - Горожане
1975 - Звезда пленительного счастья
1973 - Плохой хороший человек
1972 - Земля Санникова
1971 - Тень
1970 - Король Лир
1968 - Старая, старая сказка
1968 - Солдат и царица
1967 - Хроника пикирующего бомбардировщика
1967 - Женя, Женечка и «катюша»
1965 - Строится мост
1965 - От семи до двенадцати
1963 - Первый троллейбус
1963 - Человек, который сомневается
1962 - Мой младший брат
Интересные факты биографии:
- Отец — Иван Зиновьевич Даль — был крупным железнодорожным инженером, мать — Павла Петровна — учительницей. У Даля была сестра — Ираида.
- С детства были проблемы с сердцем, из-за чего пришлось бросить занятия спортом. Также пришлось отказаться и от мечты стать летчиком. Тогда Даль занялся живописью, литературой и поэзией. Новая мечта: сыграть Печорина из "Героя нашего времени". К мечте стать актером родители отнеслись без энтузиазма.
- На вступительных экзаменах в Театральное училище имени М.С. Щепкина поразил комиссию своей многогранностью - прочитал монолог Ноздрёва из «Мёртвых душ» и отрывок из лермонтовской поэмы «Мцыри». Был взят на курс актерского мастерства (педагог Николай Анненков), который закончил в 1963 году.
- Театральная карьера связана с театром "Современник". Первая главная роль в "Современнике" Олегу Далю, известному запоями, досталась только в 1969 году - в спектакле "Вкус черешни". Здесь Даль показал себя мастером импровизации.
- В 1967 году сыграл главную роль в военной комедии В. Мотыля "Женя, Женечка и "катюша". По словам режиссера, сценарий писался специально "под Даля". Фильм с трудной прокатной судьбой пользовался большим успехом у зрителя.
- Но подлинную народную популярность как киноактер Даль получил после выхода на экраны "Хроник пикирующего бомбардировщика" (1971).
- Был трижды женат.
- В 1976 решил стать кинорежиссером и поступил на Высшие режиссерские курсы, на которых посетил ровно четыре занятия. В феврале 1977 года был отчислен.
- В 1976 сбежал со съемок фильма Гайдая "Инкогнито из Петербурга", где был утвержден на главную роль - Хлестакова.
- В последние годы жизни находился в состоянии душевного и физического истощения, весил 50 кг.
- Скончался в 1981 году в гостинице "Студийная" в Киеве, куда прибыл на кинопробы к фильму "Яблоко на ладони".
Цитаты Олега Даля:
Ужас. Вот, на мой взгляд, движитель всей жизни этого города. Ему подчинено всё и вся. Рождение, существование, любовь, ненависть и смерть. Он проникает в жизнь людей незаметно для них и перерождает их.
Жизнь — это где-то там. Жизнь — это мчащийся экспресс. Экспресс — «летающая тарелка», но опознанная, населенная незнакомыми и недосягаемыми (а поэтому непонятными) гуманоидами! <...> Нельзя остановить жизнь — погибнешь.
Что мы должны видеть, воспринимать, ощущать через фильм? Прежде всего — через несовместимость естественности и неестественности фильм должен родить некий образ. Символ. Тогда это искусство. Режиссер должен держать мое сердце, но чистыми руками. Он должен вливать в меня свое ощущение горечи и радости, и я не буду ему сопротивляться, потому что доверяю ему и даже потому что я этого хочу. В фильме все должно быть достоверным, но это будет прекрасным, если достоверность станет символом.
Война и мир. Для нас эти два понятия спаяны кровью, и кровью собственной. И здесь для нас исключается всякая неправда или спекуляция. Истина — превыше всего. Это наша кровавая память. Память, не дающая нам покоя во веки веков! Война и мир — феноменальное, зримое проявление диалектического закона борьбы противоположностей. Война! Любовь рядом со смертью, радость рядом с горем.
Слова — болото, где безвозвратно погибает мысль!
Стакан должен быть всегда полупустым, дверь — полузакрытой.
Работа не приносит мне удовольствие. Мне даже странно, что когда-то я считал её для себя всем. Вернее, она заменяла мне всё. Вернее, всё было в ней. Было. Работа осталась, а всё, что её наполняло, умерло. Или ушло. Или переродилось.
Самое страшное предательство, которое может совершить друг — это умереть.
Ни в коем случае не отметать посторонних замечаний и предложений, напротив, принять их в себя — как почва принимает зерно. Зерно здоровое даст ростки! Нездоровое — умрет!
Читайте также на моем канале: