Найти тему
IQ Media

Как сохранить экологию в растущем городе

Фото: iStock
Фото: iStock

В лектории ЭкоШколы состоялась лекция «Современный город: баланс природы и возможностей». Заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Евгения Семутникова рассказала, как в столице решаются вопросы актуальной климатической повестки и достижения углеродной нейтральности.

По словам эксперта, экология является одним из ключевых факторов привлекательности города. Однако понятие «экологичный» в контексте города сегодня переживает трансформацию. Оно складывается из таких составляющих, как энергоэффективный, низкоуглеродный, устойчивый и умный. При этом очевидна связь между экологичностью и размером города, а также его благосостоянием.

Так, лидерами экологической результативности оказываются небольшие города с численностью населения не более 1 млн человек и сопоставимые по площади с 200 кв. км. Уровень благосостояния и экологичность тесно коррелируют: чем выше уровень возможностей, которые предоставляет город, тем важнее для жителей становятся вопросы экологии. Горожане готовы безусловно соблюдать экологические требования и принимать активное участие в природоохранных инициативах. При этом наилучший эффект для повышения устойчивости экосистем городов дает сочетание зеленой повестки с развитием здравоохранения и борьбой с бедностью.

Одним из крупнейших источников загрязнения окружающей среды является транспорт. Он дает выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (с выхлопными газами и в результате истирания дорожных покрытий и деталей), шумовое воздействие, образование отходов, загрязнение сточных вод от стоков с автодорог и мойки автотранспорта, загрязнение почвенного покрова (пыление, выпадение с осадками).

Но возможно ли жить без автотранспорта в городе площадью 2500 га и размерами 30 на 70 км? В Москве с 2011 года достигнуто существенное снижение воздействия транспортной системы на окружающую среду за счет уменьшения перепробегов личных автомобилей и пересадки на общественный транспорт, а также снижения выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов. С 2018 года город замещает дизельные автобусы электробусами — сейчас в эксплуатации их уже больше тысячи. Выбросы загрязняющих веществ с 2011 по 2021 год снизились в 2,8 раза — с 927 тыс. тонн до 320 тыс. тонн. Выбросы парниковых газов удалось уменьшить на 25% от уровня 1990 года.

Также проделана огромная работа в сфере модернизации промышленных предприятий и ревитализации производственных зон. Например, на территориях бывших промзон созданы современные производства и технопарки, новые озелененные территории.

Фото: iStock
Фото: iStock

Программа создания качественной городской среды на 2023 год включает в себя благоустройство улиц, переулков, площадей и бульваров. Создание новых общественных пространств дает заметный эффект: улицы стали удобнее для пешеходов. С 2010 года горожане стали гулять пешком больше на 20 минут и в два раза чаще, а летом — в пять раз. За 10 лет в Москве в рамках городских программ озеленения высажено более 11 млн зеленых насаждений. Доступ к зеленым территориям в шаговой доступности имеют 90% населения Москвы.

Рассказывая собравшимся о всевозможных зеленых технологиях, Евгения Семутникова особо отметила перспективные проекты озеленения крыш. Например, в ЦАО Москвы за счет этого можно создать дополнительно 470 га зеленых территорий — как четыре парка Горького.

Озелененные территории необходимо проектировать с учетом климатической и экологической эффективности, используя проектные решения с доказанной климатической эффективностью, отметила она. При этом производится точный расчет, где, какие виды деревьев и какого возраста нужно сажать при заданных показателях комфортности (температура, влажность, загрязнение воздуха, шум, запыление).

«Несмотря на повышение нагрузки, Москве удается не увеличивать загрязнение окружающей среды и сохранять естественную природу», — резюмировала Евгения Семутникова.

По материалам HSE Daily