16,6K подписчиков

Еврейство, голод и нищие купцы

3,2K прочитали

Я продолжаю вам рассказывать о монументальном труде Александра Исаевича Солженицына «200 лет вместе». В первой части, которая находится здесь, мы вкратце проследили историю еврейского народа на русских землях с древнейших времен Киевской Руси до восемнадцатого века. К восемнадцатому веку стал ясен талант лиц еврейской национальности организовываться в непроницаемые общества. При этом подминать под себя наивыгоднейшие сферы экономики.

Я продолжаю вам рассказывать о монументальном труде Александра Исаевича Солженицына «200 лет вместе».

«К восемнадцатому столетию винное дело стало почти главным занятием евреев. — Этот промысел часто создавал столкновения между евреем и мужиком, этим бесправным “хлопом”, который шёл в шинок не от достатка, а от крайней бедности и горя».

Как раз об этом писал в своих Дневниках писателя Фёдор Михайлович Достоевский. Я писал здесь и здесь об этом. Но дальше было еще круче. В Польше евреи объединись в кагалы, в которых существовал свой суд, свои руководители, распределение труда (сейчас бы это назвали распределение бизнеса). Фактически, еврейский кагал был государством в государстве. Кагал подмял под себя всю торговлю, арендаторство, ростовщичество и винокуренные производства. С переходом части Белоруссии под юрисдикцию России система закрытых кагалов активно начала распространяться и в России, особенно в Белоруссии и на Российском юге. Вся деятельность просвещенных и околовластных евреев была направлена на то, чтобы убедить власти сохранить многовековой кагальный уклад. При этом, из под контроля российского правительства полностью ушли водочное производство, арендный промысел, торговля и кредитно-заёмная деятельность. Причем, торговля шла в основном контрафактными товарами, т.е. в обход российских таможенных постов.

Сельская торговля
Сельская торговля

Таким образом, в России медленно разворачивалась борьба не с евреями, как представителями национальности, а с мощными незаконными финансово-промышленными организациями, основанными на принципах землячества. Наличие кагалов угрожало наполняемости российской казны. Запутавшись в национальном вопросе, Екатерина Великая издает указ, который отменяет национальность, вместо этого распространяет на еврейских купцов сословность.

«…….владеющие капиталом до 500 руб. составляют отныне сословие мещан, а большею суммой — сословие купцов, трёх гильдий, по своему достоянию, и освобождаются от поголовной подати, а платят 1% с капитала, ими «объявленного по совести» Это постановление имело особенное, большое значение: оно разрушало еврейскую до сей поры национальную изолированность (Екатерина и хотела нарушить её). Оно подрывало и традиционный польский взгляд на евреев как на элемент внегосударственный. Подрывало и кагальный строй, принудительную силу кагала. «С указанного момента начинается процесс внедрения евреев в русский государственный организм...
Купцы
Купцы
Евреи широко воспользовались правом записываться в купечество» …… Евреи-купцы освобождались теперь от податного отношения к кагалу и уже не должны были, в частности, обращаться к кагалу за разрешением на всякую отлучку, как раньше: они имели теперь дело лишь с общим магистратом, на общих основаниях. (В 1780 приехавшую Екатерину евреи Могилёвские и шкловские встречали одами.) В 1790 «московское купеческое общество составило приговор», что «в Москве появилось из-за границы и из Белоруссии “Жидов число весьма немалое”», иные и прямо записываются в московское купечество и пользуются запрещёнными приёмами торговли, чем наносят ей «весьма чувствительный вред и помешательство», а дешевизна их товаров указывает на то, что они контрабандные, а ещё «евреи обрезают, как известно, монеты; возможно, что они будут то же делать и в Москве». И в ответ на «хитрые их во всём вымыслы» московские купцы требовали удаления еврейских из Москвы. А еврейские купцы в свою очередь представили наверх «жалобу... что их более не принимают в смоленское и московское купечество.»

В итоге были разрушены внегосударственные кагалы, с другой стороны московские купцы столкнулись, как бы сейчас сказали, с запрещенными методами ведения бизнеса.

Я продолжаю вам рассказывать о монументальном труде Александра Исаевича Солженицына «200 лет вместе».-4

Еврейские купцы начали стремительно богатеть, не еврейские - стали стремительно нищать.

«Евреи получили права купечества и мещанства, каких не имели в Польше, получили права равного участия в сословно-городском самоуправлении. …… С первых же годов Павла Первого разразились сильные голоды в Белоруссии, особенно в Минской губернии. Гавриил Романович Державин, тогда сенатор, был уполномочен поехать на место, выяснить причины голода и устранить его — притом не было ему дано средств на закупку хлеба, но дано право отбирать имения у нерадивых помещиков и использовать их запасы для раздачи. уникальные и ярко изложенные. Рассмотрим их. Голод, обнаруженный Державиным, оказался — крайний. Как он пишет: «приехав в Белоруссию, самолично дознал великий недостаток у поселян в хлебе... самый сильный голод, что питались почти все пареною травою. … Державин нашёл, что пьянством крестьян пользовались еврейские винокуры: «Также сведав, что Жиды, из своего корыстолюбия, выманивая у крестьян хлеб попойками, обращают оный паки в вино и тем оголожают, приказал винокуренные заводы их в деревне Лёзне [Лиозно] запретить. большое развитие винокурения, курят вино владельцы, окольная шляхта, попы, монахи и Жиды. (Изо всего еврейского близ-миллионного населения, «двести-триста тысяч людей» жили в деревнях, проживая в основном виноторговлей.) Крестьяне же «по собрании жатвы неумеренны и неосторожны в расходах; пьют, едят, веселятся и отдают Жидам за старые долги и за попойки всё то, что они ни потребуют; оттого зимою обыкновенно уже показывается у них недостаток... Не токмо в каждом селении, но в иных и по нескольку построено владельцами корчем, где для их и арендаторских жидовских прибытков продаётся по дням и по ночам вино... Там выманивают у них Жиды не токмо насущный хлеб, но и в земле посеянный, хлебопашенные орудия, имущество, время, здоровье и самую жизнь». И это усугубляется обычаем коледы: «Жиды, ездя по деревням, а особливо осенью при собрании жатвы, и напоив крестьян со всеми их семействами, собирают с них долги свои и похищают последнее нужное их пропитание»; «пьяных обсчитывая, обирают с ног до головы, и тем погружают поселян в совершенную бедность и нищету»
Голод в деревне
Голод в деревне

Согласитесь, что организация голода крестьян – серьёзное происшествие в масштабе Российской империи. Гавриил Романович Державин, российский государственный деятель, поэт и писатель, составил объемную докладную записку «Мнение» о положении дел в белорусских селах. Он так же написал о том, что многие белорусские и польские помещики специально нанимают евреев, которые эксплуатируют крестьян жесточайшим образом. Когда же приходиться держать ответ за загубленные крестьянские души, помещики ссылаются на евреев. Дескать, это они – бесчеловечные управляющие, это они губят бедных крестьян.

Гавриил Романович Державин, российский государственный деятель, поэт и писатель.
Гавриил Романович Державин, российский государственный деятель, поэт и писатель.

Таким образом, с одной стороны полное завладение питейным делом, с другой стороны жесточайшая эксплуатация местных крестьян. Плюс арендное дело, настойчивые попытки лишить крестьян своего жилья, и предложить его же крестьянам в аренду. Плюс беззастенчивая и необъяснимая скупка всего зерна и хлеба. Таким образом, в некоторых российских землях были все причины для начала бунтов и погромов. Державин отмечал чрезвычайную жестокость, жадность и хитрость зачинщиков голодомора. Российским властям не удалось стереть особенное поведение данного этноса и «растворить» его в огромной массе российского народа. «Мнение» Державина наделало много шума и в Российской империи и в Польше, и Германии. Однако, император Павел Первый не успел принять какого-либо решения по документу «Мнение», в марте 1801 года он был убит.

О решении столь сложного национального вопроса я расскажу в следующей статье.

Мои статьи о книге Александра Исаевича Солженицына «200 лет с нами»:

"Еврейский вопрос и Соженицын" можно прочитать здесь

Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста 👍 и подписывайтесь на мой канал