Оказывается, можно легко, как утверждает святой Авва Дорофей. И мы делаем это довольно часто. Обратимся к вечным творениям великого старца.
Слова преподобного Дорофея
Ничему столько не удивляюсь, как тому, что мы сами не понимаем, что поем. Ибо мы поем ежедневно, проклиная себя, не понимаем сего. Не должны ли мы понимать того, что поем. Мы всегда говорим; "аще воздах воздающим ми зла, да отпаду убо от враг моих тощ" (Пс. 7,5). Что значит "да отпаду"? Пока кто стоит, он имеет силу сопротивляться врагу своему: то он поражает, то его поражают, но он все еще стоит. Если случится ему упасть, то как он может, лежа на земле, бороться с врагом своим? А мы молимся о себе, чтобы нам не только пасть от врагов своих, но и да "тщи отпадем". Что значит "отпасти от враг своих тщу"? Мы сказали, что пасть - значит не иметь больше силы сопротивляться, но лежать на земле, а быть тщу - значит не иметь ничего доброго, чтобы и каким-нибудь образом можно было встать. Потом говорим: "да поженет убо враг душу мою и да постигнет" (Пс.7,6), не только да поженет, но и да постигнет, да будем ему покорны, да повинуемся ему во всем, да одолеет он нас, если мы воздаем злом делающим нам злое. И не только об этом молимся, но и "да поперет в земле живот мой" (Пс.,7,6). Что такое "живот наш"? Жизнь наша суть добродетели, и мы молимся, чтобы враг попрал в землю жизнь нашу.
Видите, когда поем все сие, мы проклинаем самих себя, если воздаем злом за зло. Воздать же злом за зло можно не только делом, но и словом, и видом. Иной думает, что он на деле не воздает злом за зло, но оказывается, что кто-либо одним видом, или движением, или взором смущает брата своего, ибо можно и одним взглядом или телодвижением оскорбить брата своего, и это также есть воздаяние злом за зло. Другой старается не мстить за зло ни делом, ни словом, ни видом, но в сердце своем имеет неудовольствие на брата своего и скорбит на него.
Видите, какое различие душевных устроений! Другой, хотя не имеет скорби на брата своего, но если услышит, что кто-нибудь оскорбил того, или его поругали, или унизили, и он радуется, слыша это, то оказывается что и он таким образом воздает злом за зло в сердце своем. Другой не питает злобы в сердце и не радуется, слыша об уничижении оскорбившего его, даже печалится, однако же не радуется и благополучию его. Но если видит, что того прославляют, то он скорбит, и это есть также, хотя и легчайший, однако же вид злопамятности. Каждый из нас должен радоваться успокоению брата своего и все сделать, чтобы почтить его.
Что же делать? Молись от всего сердца об оскорбившем: "Боже, помоги брату моему и мне ради молитв его!" Таким образом человек и молится за брата своего, и смиряется, прося себе помощи, а где сострадание и любовь, что может там успеть раздражительность или злопамятность, или другая страсть? Исполняйте это на деле и тогда хорошо уразумеете то, что слышите, ибо поистине, если не будете исполнять этого, не можете одними словами научиться сему.
Вот так, друзья мои, преподобный открыл нам глаза на наше злопамятство, которое, оказывается, бывает не только делом, но и мыслью. Важно следить за своим сердцем, ибо там таится все самое важное. А если мы допускаем злопамятство каким-либо образом, то во время чтения Псалтири проклинаем себя, прося у Бога себе всяческих бед.
Некоторые скажут, значит не надо читать Псалтирь вообще, если есть такая возможность проклясть себя! Вот это - самый неразумный вывод, который только можно сделать! Да, перестанем читать Псалтирь, Евангелие, обмирщаем в конец, станем "как все"...Выбор за вами, конечно...Тесный путь выбрать в Царствие Небесное или наоборот...
Мира всем и спасения!
Еще интересная статья: