Найти тему
Плёнки и винил

Смешная история, как приходилось выкручиваться работникам местного телевидения в СССР

В недавнем материале рассказал забавную байку из истории советского радио, и следом на память пришёл ещё один случай, тоже вычитанный в давние времена (поэтому в деталях возможны неточности), на этот раз о работе провинциального телевидения.

Снова, к сожалению, не помню ни имени рассказчика, ни времени, о котором шла речь, но, вероятно, происходило это в начале 70-х.

В городе Сыктывкаре, столице Республики Коми, работало своё телевидение. И вот работник местного телеканала обратил внимание на то, как в программе «Время» в процессе того, как диктор читает разные новости, за его спиной сменяются изображения. Говорит об урожае – комбайн показывают, о международной обстановке – здание Пентагона и т.д.

И решил он, что было бы здорово, если бы и в сыктывкарской студии в зависимости от темы на фоне появлялись разные фотографии.

Идея показалась хорошей, но трудно реализуемой. Однако он верил в себя.

Сначала оказалось, что фотобумаги такого формата, чтобы напечатать на ней достаточное большое изображение, нет в продаже. Тогда телеканал договорился напрямую с фабрикой, чтобы ему поставили рулон неразрезанной фотобумаги.

Фотоувеличитель
Фотоувеличитель

Потом выяснилось, что фотоувеличители не дают возможности сделать такой неформатный снимок. Поэтому проецировать негатив на фотобумагу приходилось по ночам в конференц-зале: бумага висела на стене, а увеличитель, стоявший в дальнем конце комнаты, направлялся на неё, как проектор.

Если кто-то ещё помнит процесс печати фотографии в те времена, знает, что после этого фотобумагу надо было опустить в ванночку с проявителем, затем сполоснуть и отправить в ванночку с закрепителем. И всё это в темноте: допускалось только слабое красное освещение. Но в том-то и дело, что и «ванночек» такого размера не существовало. Поэтому для проявки снимка бумагу клали на пол подсобки, где хранился инвентарь уборщицы, и прямо швабрами наносили проявитель на её поверхность. Потом споласкивали из ведра и так же натирали закрепителем.

Большая фотография наконец-то получалась. Дальше требовалась ловкость рук.

Когда в прямом эфире шёл выпуск новостей, то при смене темы оператор брал диктора крупным планом, а в это время в студию вбегал невидимый зрителям ассистент и крепил фотографию к доске за спиной диктора. Как только он заканчивал своё дело и убегал, оператор давал кадр с общим планом студии, и зрители могли видеть, что картинка на фоне «чудесным образом» изменилась. Скорее всего, они даже не придавали этому значения и уж тем более представить себе не могли, каких усилий это стоило работникам телеканала.

СССР
2461 интересуется