Найти тему
Sophie Lee

Марокко — страна заходящего солнца

Привет, меня зовут София, и в своем канале я хочу делиться фрагментами из своей жизни в удивительной стране заходящего солнца — Марокко. Переехав сюда, я поняла, что многие мои знакомые даже не знали до этого, где находится Марокко, поэтому я решила каждый день рассказывать о своей будничной рутине здесь.

Кафе в Марракеше
Кафе в Марракеше

Но хотелось бы начать по порядку и объяснить, как я оказалась в Марокко, ведь это произошло совершенно случайно. Моей главной целью всегда был переезд во Францию, к которому я очень упорно готовилась: учила язык, сдавала языковые экзамены, много работала. Наконец, я подала на визу, но через полтора месяца мне пришел отказ. Ещё был месяц слез и неоправданных ожиданий, а затем я решила посмотреть безвизовые франкоязычные страны, поскольку французский был единственным языком, на котором я могла говорить, и первым в списке было Марокко, так я и оказалась здесь первый раз. Это логично, потому что эта страна была французской колонией до 1956 года, здесь очень много французской архитектуры и все дублируется на французский язык. До сих пор в школах дети получают образование на арабском и на французском языках, поэтому быть билингвом в этой стране совершенно обычное дело. На арабском Марокко звучит как Эль-Магриб, в переводе страна заходящего солнца, оно здесь действительно повсюду, даже люди будто бы излучают свой особенный свет, на базаре вас обязательно угостят фруктами, а на улице туристы будут часто слышать Мархаба или Бьенвеню (то есть добро пожаловать на арабском или французском языке). Здесь все очень радушны и невероятно дружелюбны.

улочки в медине Марракеша
улочки в медине Марракеша

Знаете, очень удивительно, но рассуждая о белой эмиграции, исследователи часто ищут след тех бежавших аристократов в Стамбуле, Праге, Берлине, Париже или Штатах, но в Марокко белоэмигрантов было ничуть не меньше, правда, в основном это были не деятели культуры или искусства, а военачальники. Кто-то здесь находился временно в ожидании визы, а кто-то оставался навсегда или даже возвращался, уехав. Так случилось с наследницей князя Шереметьева Полин Шереметефф де Мазьер. Её отец уехал в Париж, где родилась она в 1933 году, а затем с маленькой дочкой он перебрался в Марокко и остался в этой стране до конца жизни. Его же примеру последовала и Полин (хотя имя при рождении у нее было Прасковья Петровна, она вышла замуж за архитектора и до сих пор живет в Рабате, столице Марокко. Кстати, именно Полин открыла здесь одну из первых, если не первую, галерею современного искусства и написала книгу Histoires de russes au Maroc (Истории русских в Марокко).

Моей же первой остановкой в Марокко был город Танжер, что находится всего лишь в 14 километрах от Испании через Гибралтар. Я выбрала этот город, потому что знала, что именно здесь когда-то ютился в небольшой комнатке на Grand villa de France известный художник Анри Матисс. Кстати, этот отель до сих пор работает, поэтому если вы на стойке регистрации попросите проводить вас в комнату Матисса, то сотрудники отеля сделают это совершенно бесплатно, заодно показав, где он выпивал, ел, совершал свои променады и писал картины.

Вид из окна. Анри Матисс, Танжер, 1913 г.
Вид из окна. Анри Матисс, Танжер, 1913 г.

Этот пейзаж Матисс написал как раз в той комнатке, а сейчас эта картина принадлежит Пушкинскому музею в Москве.

Так, исследуя искусство это страны я провела в Танжере и его окрестностях около месяца. Я посмотрела на работы Делакруа, Жака Мажореля, посетила виллу Вальтера Бертона Харриса, британского журналиста, он один из первых открыл миру эту прекрасную страну благодаря своим исключительным знаниям нескольких языков.

Кстати, о языках! Я уже сказала, что здесь официальный язык арабский, но абсолютно все дублируется на французском, а официальные документы, например, составляются только на французском, но фактически между собой все разговаривают на дариже — это неофициальный язык, представляющий собой смесь арабского, французского и испанского. Причем тут испанский? Все просто — в разное время протекторат устанавливали то Франция, то Испания, поэтому в Танжере вы встретите большое количество испанской архитектуры, а некоторые будут идеально говорить и на испанском в том числе, но это касается только Танжера, в Марракеше или южных городах вы, конечно, услышите испанскую речь только от туристов. Кроме арабского, французского и дарижи, разумеется, популярен английский, его здесь знают все, особенно молодежь в больших городах.

Я провела в Танжере прекрасный месяц. Вернувшись после своего путешествия из Марокко и все-таки съездив во Францию, я почувствовала себя неуютно в Париже, будто бы я — капля в море, растворившаяся в узких улочках Монмартра. Я каждый день чувствовала, как скучаю по пальмам, по шероховатостсям и неровностям Марокко, по этим улыбчивым и заботливым людям. Безусловно, Париж невероятно красивый город, но такие города я обычно называю архитектурными пряниками, в них как будто нет жизни, а всюду снуют туристы в беретах с круассанами. Я не чувствую в этом искренности и самости.

Спустя месяц я стала воспринимать тот мой отказ во французской визе не как наказание, а как благодарность, потому что будем честны — кто серьезно рассматривает Африку для переезда? Только единицы. Поэтому я точно верю, что оказалась здесь неслучайно и сейчас я с невероятной благодарностью и теплотой отношусь к Марокко, к этой маленькой стране на Севере Африки, которая помогла мне открыть свой творческий потенциал, понять, что мир не заканчивается московскими спешалти кофейнями и латте на кокосовом. Африка научила меня искренности, медлительности и созерцанию, я скажу даже больше, я не могу представить себя ни в одной другой точке планеты.

Побывав здесь однажды, вы поймете, что все остальное в мире теряет свой магнетизм. Такими были мои первые впечатления о стране заходящего солнца!