Предлагаю полистать "Крокодил" 60-летней давности - за июнь 1963 года. Честно вам скажу - треть карикатур меня озадачили. Не уверена, что правильно поняла их сатирический смысл. Все же рискну и выскажу вам свои предположения (но они могут быть неправильными, поэтому и призываю поразмышлять вместе).
Обложку июньского "Крокодила" 1963 года украсила картинка с удивленными мальчиками, над которыми посмеивается девчонка. Под картинкой напечатана подпись: "Где же теперь ваше преимущество?"
Что же может означать эта карикатура и над кем журнал призывает посмеиваться? Моя версия - тут намек на полет в космос Терешковой, так как в руках у одного из мальчишек ракета. Но мне странно, что в 1963 году вышла обложка со столь феминистическим посылом - да, женщин стремились приравнять к мужчинам, но тут явно посыл не в равенстве. Не может же быть полет Терешковой поводом для подсмеиванием над мужчинами? Это как-то не по-советски. Так что, возможно, моя версия расшифровки карикатуры с детьми не совсем верная.
Следующая, вызвавшая у меня сомнения карикатура. Мужчина передает парню огромную деревянную ложку. Под картинкой было напечатано "Семейная эстафета: сразу видно, что отец и сын".
Почему это "сразу видно отца и сына"? Мне вот почему-то совершенно этого не видно. И при чем тут ложка? Может быть, в этом намек на любовь сытно покушать. Но опять-таки не понятно тогда упоминание схожести отцов и сыновей (для обжорства родство не требуется). Да и то, что герои карикатуры куда-то бегут ничем не объясняется. Не картинка, а загадка для меня.
Футбольный юмор. Художник нам изобразил поле со спортсменами и трибуну на стадионе. Внизу написано: "По системе 1-4-2-4".
Предположу, что тут может высмеиваться плохая игра футболистов. Из-за этого люди не ходят на матчи, а те, кто все же явился, занимается чем угодно, но только не наблюдением за игрой. Но мои сомнения в правильности трактовки этой карикатуры основаны на том, что в 1960-х вроде не ругали наших футболистов - наоборот, они считались кумирами. Да и стадионы, судя по старым записям и снимкам, почти всегда были битком.
На другой странной карикатуре 1963 года наблюдаем влюбленную парочку, которая бредет куда-то. На заднем фоне нянечка с плачущим ребенком. Подпись: "Счастливые родители". Почти романтика. Но ведь речь идет о карикатуре, поэтому тут должно что-то высмеиваться. Но что?
Поломав голову, я решила, что тут смеются над новоиспеченными родителями, которые увлечены лишь самими собой. Они ничего вокруг не замечают и даже умудрились забыть собственного малыша в роддоме. Других версий для интерпретации этой загадочной карикатуры у меня нет.
Следующая картинка для размышлений. На ней мы видим хор самодеятельности. Подпись к карикатуре: "Хор подсобных рабочих исполняет "Дубинушку"".
Если про смысл других карикатур у меня были хоть какие-то догадки, то тут совсем пусто. Совершенно не уловила, в чем тут ирония и над кем нужно смеяться.
Заковыристой мне показалась и карикатура про шахматы. На сеансе одновременной игры взрослый дядя играет с детьми. И один мальчик, судя по подписи, произносит: "Дяденька, а можно я домой пойду?".
Первая версия, которая возникла у меня - высмеивается всеобщее увлечение шахматами. Но я отмела эту версию, так как раньше игра не была ни для кого мучением, по крайней мене не принято было считать, что детей заставляют осваивать этот вид спорта. Предположу, что карикатура может наоборот шутливо восхвалять ребенка - он такой специалист в шахматах, что ему совершенно не интересно играть с взрослым неумехой.
Карикатура про телевизор, точнее его поломку. Бабушка вызвала мастеров и те явились в весьма странном виде.
Тут явно намек на то, что мастера иногда бывают "ломастерами". В руках у них неподходящие инструменты. Но разве такое могло быть? Мастера показывают заявку. значит, их вызвали через официальную ремонтную мастерскую, а значит неумехами они не могли быть. Так в чем же тогда шутка?
Последняя удивившая меня карикатура из "Крокодила" 60-летней давности. Учительница встретила своего ученика, а тот выбрал себе нетипичную для того времени профессию - он стал священнослужителем.
Где тут смеяться? Да, в 60-е годы церковники подвергались критике и выставлялись в не лучшем свете. Но на этой картинке я не увидела сатиры над священнослужителем. Ну встретил он свою учительница, та его не узнала - все, нет тут никакой иронии.
Само собой, с моими интерпретациями вы можете совершено быть несогласными. Так даже интереснее. С удовольствием послушаю ваши версии. Как вы думаете, над чем могли шутить художники, сделавшие эти карикатуры для июньского "Крокодила" 1963 года?