Найти тему

Вытесняя слона из посудной лавки: Китай выходит на топливный рынок Шри-Ланки

used image: An employee of CNPC // XINHUA
used image: An employee of CNPC // XINHUA

Об авторе: И.Ю. Щедров, м.н.с. Центра Индоокеанского региона ИМЭМО РАН

22 мая нефтегазовая корпорация China Petroleum & Chemical Corporation (Sinopec) подписала соглашение с правительством Шри-Ланки о выходе на местный розничный топливный рынок. Таким образом китайский нефтяной гигант нарушил существовавшую на рынке в течение 20 лет дуополию. Это означает, что Китай существенно расширит экономическое, а в перспективе – и политическое присутствие в стратегически важном для Индии регионе. Sinopec получила лицензию сроком на 20 лет на управление работой 150 заправочных станций (примерно 10% от общего количества), которые ранее принадлежали местной Ceylon Petroleum Corporation (CPC), а также на строительство 50 новых. Компания сможет импортировать, хранить и продавать нефтепродукты.

До этого момента ланкийский рынок был разделен между двумя компаниями – CPC и индийской Indian Oil Corporation (IOC). Последняя осуществляла деятельность через свою дочернюю компанию Lanka IOC и владела примерно 10% заправок на острове.1 Она занимала 16% рынка бензина и дизельного топлива, а в августе заключила соглашение о строительстве 50 новых заправочных станций.2 Теперь доли индийской и китайской компаний будут примерно равны.

Чтобы понять, почему власти Шри-Ланки пошли на подписания этого соглашения, необходимо обратиться к прошлогодним событиям.

Крупнейший кризис с момента обретения независимости

В марте–июне 2022 г. массовые протесты спровоцировали политический кризис на Шри-Ланке, который привел к отставке представителей правящей элиты – членов клана Раджапакса. Свои должности покинули президент, премьер-министр и несколько министров.

Причины недовольства лежали в экономической плоскости: на острове буквально за несколько месяцев резко упал уровень жизни. Структурные проблемы в экономике стали очевидны, во-первых, после резкого повышения цен на энергоносители, вызванного украинским кризисом, во-вторых – в результате снижения туристического потока из-за пандемии Covid-19. Существенный вклад в создание напряженности также внесла недальновидная внутри- и внешнеэкономическая политика правительства. Вместе эти факторы привели к образованию колоссального внешнего долга в размере 51 млрд долл. В условиях хронического бюджетного дефицита в середине апреля правительство объявило упреждающий дефолт. Страна столкнулась с резким дефицитом топлива, продовольствия и медикаментов из-за нехватки иностранной валюты.

Значение соглашения для решения кризиса

Одной из причин кризиса стала низкая эффективность перманентно убыточной CPC. Новое соглашение, по мнению местных политических элит, поможет обеспечить стабильное снабжение топливом.3 В частности, оно призвано решить проблему нехватки иностранной валюты, так как в документе предусматривается, что при закупке топлива в течение первого года компания будет использовать собственные средства без привязки к местному банковскому сектору.

Это соглашение, по всей видимости, частично является результатом довольно запутанной и сложной политики уступок и компромиссов со стороны правительства, целью которой является улучшение позиций на переговорах с кредиторами. Реформирование топливно-энергетического сектора стало важным условием предоставления помощи в размере 3 млрд долл. от МВФ в рамках программы расширенного финансирования (EFF). В частности, властям необходимо снизить долговую нагрузку государственных предприятий, реструктурировать их бухгалтерский баланс, провести реформы в области управления, а также повыситьпрозрачность деятельности. МВФ рекомендовал ввести запрет на новые заимствования нефинансовыми госпредприятиями.4

Президент Ранил Викрамасингхе – представитель “старой гвардии” ланкийской политики – пользуется достаточным авторитетом за рубежом. Он прекрасно понимает, что гарантии от Китая, Индии и Японии, а также реформы в экономике важны для восстановления доверия к стране. Поэтому власти активно подчеркивают успехи в переговорах. Недавно Экспортно-импортный банк КНР предоставил возможность временной заморозки выплат. Кроме того, подписание соглашения с Sinopec совпало с визитом в страну представителей МВФ, в ходе которого были отмечены “первые признаки улучшения ситуации”, а также достижения в переговорах о реструктуризации внешнего долга.5

Шри-Ланка – хаб для китайских инвестиций?

Китай заинтересован в расширении экономического присутствия в малых странах Индийского океана, которые традиционно считаются зоной непосредственных интересов Индии. В экспертном сообществе уже принято говорить о «китайской экономической экспансии»,одним из ее инструментов считается кредитная политика. Ее роль становится особенно заметна на фоне довольно скромного влияния Индии – Пекин всегда готов давать больше кредитов и на более выгодных условиях.

Однако обвинять Китай в создании «долговой ловушки» означает замечать лишь часть проблемы, вызванной волюнтаристскими действиями правительства Шри-Ланки. Показателен пример строительства порта Хамбантота, который должен был стать вторым по размеру в стране. Идея о строительстве порта появилась в середине 2000-х годов, но спустя некоторое время выяснилось, что проект убыточный и не выдерживает конкуренцию с соседним Коломбо. Чтобы выплатить кредит китайским компаниям, который был взят на развитие инфраструктуры, порт был передан в аренду Китаю на 99 лет.Тогда у власти находился М. Сирисена, а Викрамасингхе занимал премьерское кресло.

Сейчас президент категорически отвергает обвинения в проведении прокитайской внешней политики. Помимо стремления сохранить хорошие отношения с Индией, такая риторика служит и внутренним целям: она направлена на достижение баланса между противоборствующими группировками в политических и экономических элитах. Так, Викрамасингхе на посту премьер-министра изначально выступал за строительство порта, но на фоне массовых протестов, вызванных подписанием арендного соглашения, обвинил в прокитайских позициях и экономических проблемах бывшего президента Махинду Раджапаксу. Необходимо понимать, что избрание Викрамасингхе в 2022 г. на пост президента происходило на фоне жесточайшего политического кризиса и фактически явилось компромиссом между соперничающими политическими группировками. Сейчас он находится между молотом и наковальней – ему одновременно приходится критиковать экономическую политику предыдущих властей и объяснять непопулярные действия по разрешению экономического кризиса, в том числе свою политику по отношению к Китаю. Сегодня власти подчеркивают, что одобрили соглашения не только с Китаем, но и c компаниями других стран – австралийской United Petroleum Australia и американской RM Parks в сотрудничестве с Shell PLC.

Реакция Индии

Индийские элиты обеспокоены увеличением китайского присутствия как в сфере экономики, так и в сфере безопасности. Тем не менее стоит учитывать, что острота реакции индийской общественности зависит от уровня секьюритизации конкретной сферы индийско-китайских отношений. Для Индии принципиально важное значение имеют вопросы безопасности, тогда как вопросы экономики в определенных случаях отходят на второй план.

Например, в августе 2022 г. в порт Хамбантота вошло китайское исследовательское судно YuanWang 5, согласно официальным данным – для пополнения запасов продовольствия. Несмотря на то, что в порты Шри-Ланки ежемесячно заходят в среднем 60 иностранных военных кораблей и этому событию предшествовали “консультации со всеми заинтересованными сторонами”, оно было встречено резкой критикой в индийских СМИ.6 Президенту Шри-Ланки пришлось заверить общественность в том, что Китаю не будет позволено использовать порт в военных целях.

С другой стороны, выход китайского энергетического гиганта на рынок южноазиатской страны остался практически незамеченным в Индии; негативные оценки этого события чаще встречаются в западных СМИ. Индийцы понимают, что в текущих условиях решить экономический кризис без китайского участия попросту невозможно, а ухудшение экономической ситуации может привести к серьезным политическим последствиям и отрицательно сказаться на характере индийско-ланкийских отношений.

Примечания:

1 Our Partners. Ceylon Petroleum Storage Terminals Limited. URL: https://www.cpstl.lk/cpstl/partners
2 Indian Oil Corporation to expand operations in Sri Lanka. The Hindu. URL: https://www.thehindu.com/news/international/indian-oil-corporation-to-expand-operations-in-sri-lanka/article65746119.ece
3 Sri Lanka Signs Contract Agreement with Sinopec to Secure Fuel Supply. Presidential Secretariat. URL: https://www.presidentsoffice.gov.lk/index.php/2023/05/22/sri-lanka-signs-contract-agreement-with-sinopec-to-secure-fuel-supply/
4 Sri Lanka. Request for an Extended Arrangement Under the Extended Fund Dacility – Press Release; Staff Report; And Statement of the Executive Director for Sri Lanka. P. 16
5 IMF Staff Concludes Visit to Sri Lanka. May 23. URL: https://www.imf.org/en/News/Articles/2023/05/22/pr23167-sri-lanka-imf-staff-concludes-visit-to-sri-lanka
6 Tracking China's spy ship movements amid India's Agni-III missile test. India Today. November 24. 2022. URL: https://www.indiatoday.in/india/story/tracking-china-spy-ship-yuan-wang-6-and-yuan-wang-5-movements-india-agni-iii-missile-test-2301238-2022-11-24