Множество вещей в этой жизни, которыми мы занимаемся, не приносят денег, но они нужны - для души, для сердца, для тела.
Однажды я прочитала, что над мышами провели такой опыт: одну группу мышей стимулировали регулярно развивать свою умственную деятельность (заставляли бегать по сложным лабиринтам), а другую оставили в покое (они спокойно жрали и размножались). Затем этих мышей препарировали и обнаружили, что у мышей первой группы более развитая кора головного мозга, что означает большую сеть связей нейронов (очумелые человеческие ручки).
«М-да», —подумала я — «развитая умственная деятельность никак не помогла мышке выжить – летай иль ползай, конец известен».
Но если бы встал выбор, к какой группе мышей лучше присоединиться? Если дней отмерено мышкам одинаково, то спокойная, размеренная и сытая жизнь, выглядит привлекательней по сравнению с постоянным оттачиванием навыков в лабиринте. Ведь умственная деятельность, если ее не «расчесывать», так и «зудеть» не будет. Эволюционно мы "запрограммированы" стремиться к спокойному благополучию.
Смешные птицы! Земли не зная, на ней тоскуя, они стремятся высоко в небо и ищут жизни в пустыне знойной. Там только пусто. Там много света, но нет там пищи и нет опоры живому телу. Зачем же гордость? Зачем укоры? Затем, чтоб ею прикрыть безумство своих желаний и скрыть за ними свою негодность для дела жизни? Смешные птицы! (М. Горький. Песня о Соколе)
***
Я училась в школе-новостройке, куда набрали учителей «лишь бы кого взять» по словам родителей. Учительница физики пугала меня свой истеричностью, ором и общей несдержанностью. Звали все ее – Сан Санна (Александра Александровна).
Маленького роста фурия: черты лица Аль Пачино; рыжеватые волосы, пышно начесанные и собранные сзади в круглый пучок. Очки она, как правило, сдвигала на кончик носа и поверх них сверкала, насквозь просверливая учеников, своими серыми глазами. В общем было в ней что-то дьявольское.
Наверное, физика и ей нажала на кнопку «лирики», потому что она всегда говорила метафорами, прибаутками, сыпала цитатами и явно была неравнодушна к литературе – яркая творческая личность. Молчащей я ее могу представить, разве что в случае, когда она держала театральную «долгую паузу», уставившись на очередную «жертву».
Однажды на уроке, она незаметно подкралась ко мне и, в упор уставившись на меня, громко продекламировала: «Рожденный ползать летать не может! Но если можешь летать, зачем же ползать?». (Я, конечно, не ползала на ее уроке, лишь перекинулась словечком с подружкой.) Перепугала она меня до полусмерти.
Опытный мастер дзен бьет палкой своих учеников, чтобы те получили просветление. Именно так и огрела меня Сан Санна своей пафосной драматургией — до полной остановки ума. В тот день я, правда, не получила буддийского просветления, но призадумалась о возможностях, которые нам дает человеческое бытие.
Человек часто себя растрачивает на текущие дела, забывая о великой симфонии жизни, о тайне Вселенной.
Порой задуматься, что выбор есть всегда, дорогого стоит.
Как-то безумно, ради обманчивого спокойствия, текущих выгод и видимого благополучия (крысиных бегов) подрезать свои крылья, отказаться от постижения тайн, не хотеть мечтать….
Страшно должно быть оттого, что впереди у тебя нет ничего, кроме рутинного повторения одних и тех же действий в течение всей жизни К. Кастанеда
Позволив же себе дерзать (преодолевая очередной лабиринт с препятствиями) появляется реальный шанс сказать: «Я знаю счастье!.. Я храбро бился!..»