Найти тему
IQ Media

Школьная неуспешность: в чем ее причины и как с ней бороться

Фото: iStock
Фото: iStock

Многие ученики младших классов страдают из-за школьной неуспешности, слабого освоения учебных предметов и сложностей во взаимоотношениях с одноклассниками. Учителя и родители выделяют примерно одинаковые причины этих проблем, но в значительной степени перекладывают ответственность друг на друга. Исследователи из НИУ ВШЭ Роксана Байрамян и Елена Овакимян выяснили, что педагоги и матери учеников думают о школьной неуспешности и как предлагают преодолевать трудности.

Представленное исследование базируется на глубинных интервью 20 учителей начальных классов из разных городов и сельской местности и 15 матерей учеников младшей школы из разных населенных пунктов.

Считается, что ключевыми причинами школьной неуспешности становятся личностные черты: неусидчивость, невнимательность, отсутствие интереса к учебе. При этом учителя часто видят причины неуспешности в семье, а родители — в недостаточном воздействии педагогов.

Учителя называют среди причин неуспешности слабый интерес родителей к учебе, в том числе к проверке усвоения знаний, домашних заданий и к устранению пробелов, что влияет на низкий уровень мотивации детей.

Родители, по мнению экспертов ВШЭ, также видят трудности в обучении — например, сложности в освоении определенных предметов и частые плохие оценки, замечания о нарушениях правил дисциплины. Но они обращают больше внимания на школьную среду, в том числе на отсутствие комфортных условий для учебы и отдыха, напряженные отношения с учителями и одноклассниками, в том числе отсутствие поддержки мотивации педагогами.

По данным исследований, наиболее важными внешкольными факторами неуспешности выступают индивидуальные особенности ребенка, его отношения со значимыми для него взрослыми, несоответствие когнитивного развития возрасту, а также непредвиденные изменения в жизни, например переезд, перевод в другую школу, развод родителей.

С учетом особенности возрастной психологии доверительное общение родителей с детьми, их активное участие в жизни ребенка, подчеркивание даже небольших успехов и деликатность критики — важнейший элемент повышения мотивации и успеваемости учеников младших классов, эффективная мера борьбы со школьной неуспешностью.

Фото: iStock
Фото: iStock

Эксперты ВШЭ обратили внимание, что не все традиционные практики профилактики и преодоления неуспешности работают. Например, продление учебного дня и дополнительные групповые консультации, по мнению учителей, не всегда эффективны. Дети не посещают их по разным причинам. Результативнее, по мнению учителей и авторов ряда исследований, дифференцированный подход, индивидуальные задания.

Исследования и опросы авторов доклада показали: наиболее эффективными мерами профилактики и преодоления школьной неуспешности стали личностно ориентированные беседы, объединение усилий учителей и родителей. Также для успехов в учебе и хороших отношений с одноклассниками важны доверительные отношения и комфортная семейная среда.

Авторы доклада указывают: учителя знают о практиках с доказанной эффективностью, но из-за высокой учебной загрузки не всегда могут уделить время работе с применением индивидуального подхода. В профилактике школьной неуспешности важно вовлекать родителей в партнерство со школой, выстраивать целенаправленное систематическое взаимодействие с ними, а семье и педагогам важно не сужать неуспешность до неуспеваемости.

Елена Овакимян отметила, что учителя в выборе способов профилактики и преодоления неуспешности часто ориентируются на опыт и интуицию. В этих условиях важно обратить внимание на методы, доказавшие эффективность, например на групповую работу и взаимодействие детей между собой.

По материалам HSE Daily