Найти в Дзене
Косатка Маркетинг

Кто такой бренд-менеджер?

Оглавление
Работа с брендами в современном мире очень востребована. Занимаются этим вопросом такие специалисты, как бренд-менеджеры
Работа с брендами в современном мире очень востребована. Занимаются этим вопросом такие специалисты, как бренд-менеджеры

Вместе с сотрудниками маркетингового агентства «Косатка Маркетинг» попробуем разобраться, что это за специалисты, какие специализации у них есть, чем они занимаются, как оценивать их работу и какие знания и навыки должны быть у настоящих специалистов.

Кто такой бренд-менеджер

Специалист, управляющий брендом и любыми процессами, которые связаны с ним, называется бренд-менеджер. Он должен делать все, чтобы бренд приносил компании прибыль, был популярным и узнаваемым среди ЦА.

Как правило, бренд-менеджеры работают в штате компании. Они выполняют целый комплекс задач, начиная с исследования рынка и заканчивая анализом результатов. Если у бизнеса имеется несколько брендов, для каждого из них нужен отдельный бренд-менеджер.

Если специалист работает в брендинговом агентстве, там он занимается отдельными процессами, а не всем комплексом задач. Например, довольно часто именно агентствам доверяют формулирование платформы бренда, разработку айдентики или коммуникационной стратегии.

Специализация бренд-менеджера

Существуют различные виды брендов, которые требуют разных подходов, инструментов и приемов. В зависимости от этого можно выделить следующие специализации бренд-менеджеров.:

  • персональный бренд-менеджер работает с личным брендом лидера мнений, медийной личности или эксперта. Он необходим тем людям, которые хотят повысить свою узнаваемость и популярность. Спрос на данную специализацию в данный момент растет;
  • бренд-менеджер продукта. Этот вид специализации наиболее востребованный. Специалист занимается созданием и развитием сервисного или товарного бренда. Он может работать в бьюти- и индустрии моды, в косметических и продуктовых компаниях, ресторанном бизнесе и других сферах;
  • бренд-менеджер территории. Данная специализация является относительно новой. Она связана с брендингом регионов, городов, туристических достопримечательностей;
  • спортивный бренд-менеджер отвечает за создание и развитие бренда спортивной площадки или команды. Если он продвигает бренд спортсмена, его специализация становится персональный бренд-менеджер.

Что входит в обязанности бренд-менеджера

Рассмотрим пример специалиста, который работает в штате среднестатистической компании. Как правило, он отвечает за следующие вопросы:

  • стратегический анализ. Изучает рынок, ЦА, тренды, конкурентов;
  • разработка платформы бренда. Прорабатывает ценности, идею, функциональные и эмоциональные преимущества, характер;
  • позиционирование. Определяет место бренда в сознании потребителя;
  • разработка бренд-стратегии. Делает документ, описывающий весь путь развития бренда от момента его создания и до адаптации к изменениям; читайте подробнее о нашей услуге https://kosatka-marketing.ru/uslugi/marketingovaya-strategiya/
  • разработка айдентики. Определяет элементы, по которым бренд будут узнавать: логотип, шрифты, цветовая гамма, слоган, фирменный звук и т.п.; предлагаем узнать подробнее о нашей услуге "Брендинг"
  • анализ результатов. Анализирует показатели, строит гипотезы, с помощью чего можно улучшить важные метрики, готовит отчеты;
  • продвижение бренда. Проводит мероприятия, запускает и контролирует PR- и рекламные кампании, организует коллаборации.

В некоторых компаниях к обязанностям бренд-менеджера также добавляют выбор каналов продаж, ценообразование и другие задачи.

В дистрибьюторских компаниях, которые не производят, а продают готовый продукт, специалисту не надо создавать бренд. Он отвечает за продвижение бренда и анализ результатов.

Как оценить работу бренд-менеджера

Основная задача бренд-менеджера – бренд должен приносить как можно больше прибыли. Для фиксации этого используют ключевые показатели эффективности (KPI).

К наиболее распространенным показателям относятся:

· уровень известности бренда или узнаваемость;

· стоимость бренда;

· лояльность к бренду;

· доля рекламных затрат на продвижение бренда;

· доля рынка;

· стоимость контакта;

· возврат инвестиций на брендинг (ROBI).

Конечно, некоторые показатели сложно отследить. Для этого необходимо проводить маркетинговые исследования. Как правило, это делают один раз в год. Такие показатели, как объем продаж, количество проведенных мероприятий и упоминаний, можно отслеживать ежемесячно.

Какими знаниями и навыками должен обладать бренд-менеджер

Специалист должен знать теорию, софт-скиллы и прикладные навыки.

Теория представляет собой основу, без которой просто нельзя. Естественно, бренд-менеджер должен знать, что такое бренд, для чего он нужен компании и какие преимущества он дает. Помимо этого специалист должен быть в курсе принципов работы маркетинга, инструментов продвижения и коммуникации.

Софт-скиллы необходимы для эффективного выполнения рабочих задач. Поскольку бренд-менеджер руководит командой, ему явно пригодятся коммуникабельность, лидерские качества и способность работать в команде. Помимо этого преимуществом будет креативность, организаторские навыки, навыки проведения презентаций и аналитическое мышление.

Для эффективной работы необходимо иметь как можно больше прикладных навыков. Минимальный набор:

· продвижение бренда. Организация мероприятий, запуск PR- и рекламных кампаний;

· развитие бренда. Разработка стратегии, адаптация бренда к изменениям;

· проведение маркетингового анализа. Изучение рынка, ЦА и другого окружения бренда. Читайте в нашем кейсе про маркетинговую аналитику для крупнейшего производителя пластиковых изделий;

Помимо этого желательно иметь такие прикладные навыки, как управление проектами, ведение переговоров, запуск новых продуктов, проведение маркетинговых исследований.

Как видите, бренд-менеджер должен много чего знать и уметь. Найти такого человека не так уж и просто. Если вам нужен бренд-менеджер, обращайтесь в маркетинговое агентство «Косатка Маркетинг». Наши специалисты обладают всеми необходимыми знаниями и навыками.