Продолжение интервью с Ником Кейвом (Nick Cave), которое артист дал британскому изданию NME.
NME: Вы когда-нибудь ощущали свое влияние на других артистов?
Кейв: «Не знаю, есть ли такие. Может быть… Когда я слышу эти группы – нет-нет, я не собираюсь называть никаких конкретных названий, - и когда певец поет медленно и ровно, и кто-то говорит: "Боже, это звучит как Ник Кейв!". Мрачный, слегка нетрезвый певец, стонущий вдали...».
NME: Слово «гот» (“goth”) в этом случае употребляется в обиходе…
Кейв: «А мне готы нравятся! А вам?»
NME: Да, тоже, даже очень…
Кейв: «Я думаю, что готы в каком-то смысле выстояли, выдержали испытание временем. Это было проклятием нашего существования, когда мы были молоды - то, что нас называли “готической группой”. Это было последнее, чего бы я хотел. Мы были не готами, мы, скорее, были комедийным коллективом. Но во мне действительно сохранилось романтическое ощущение по этому поводу. И потом их способность терпеть заслуживает уважения».
NME: Считаете ли вы, что культура и музыка выиграли бы больше от духовного состояния ума, которое вы описываете, или хорошее искусство может возникнуть из нигилизма?
Кейв: «Я не знаю, что происходит от нигилизма. Я вообще не думаю, что искусство может возникнуть из нигилизма. Я думаю, как только ты начинаешь заниматься искусством, ты перестаешь быть нигилистом. Вы что-то делаете, что-то создаёте, и это по своей сути хорошо - искусство морально хорошо. Неважно, откуда это исходит, если вы вкладываете конкретную силу в окружающий мир, это делается для его улучшения. Вот почему меня не особенно волнует, откуда берется моё искусство. Я думаю, что мир находится в ужасном положении, и нам нужно каким-то образом его реабилитировать, спасать. Музыка - это, по крайней мере, одна хорошая вещь, которую мы можем делать. Меня беспокоит, когда музыка выключается, когда говорят: “Выключи это! Убери это!”. Говорят потому, что люди, которые это делают, ужасные индивидуумы. Это интересная вещь, что так происходит. В то же время я не отделяю художника от искусства. Я думаю, что искусство - это всё, что собрано воедино».
NME: Но ведь бывает, что шедевры создают далеко не идеальные люди?
Кейв: «Я не думаю, что это случайность. Возможно, существует какая-то корреляция между трансгрессивным поведением и хорошим искусством. Действительно, порой по-настоящему замечательные вещи делают проблемные люди. Я не совсем понимаю это явление, но, конечно, не существует универсального показателя, который говорил бы, что добродетель создает хорошее искусство. Если вы начнёте оглядываться в поисках хороших людей, создающих хорошее искусство, разговор очень быстро прекратится. Создаётся впечатление, что все замечательные вещи сделаны людьми, которые в той или иной степени не в порядке. Я просто ценю искусство и вижу, что потребность в нём слишком велика, чтобы валять дурака. Вот тут-то начинаются и заканчиваются мои проблемы – я просто беспокоюсь о мире, ведь нам нужно как можно больше хорошего искусства».
NME: Вы однажды сказали, что музыка - лучшее, что есть у нас…
Кейв: «Думаю, что так оно и есть, это правда. Однако, нужно преодолеть некоторое расстояние, чтобы добраться до сердца людей. Мы должны иметь это в виду, это личное дело. Есть определенные исполнители, которых я не собираюсь слушать, потому что просто не хочу этого на личном уровне. Я знаю, что противоречу сам себе. Но бывают некоторые вещи, к которым был причастен этот человек, и которые я нахожу особенно неприятными. Это начинает портить мне удовольствие от его или её музыки».