Последнее время становится все интереснее наблюдать за развитием глобального регулирования цифровых активов и о криптоповестке законодателей в целом. И если посмотреть на общую картину, то все равно выделяется благое с первого взгляда намерение разработка единых стандартов для рынка под эгидой “защиты пользователей”.
Сегодня затрону ключевые законы на повестке дня – MiCa (ЕС) и Lummis-Gillibrand Act (США).
И сразу оговорюсь, что текст по MiCa уже был одобрен 6 месяцев назад, остались формальности. Проверки юриста и лингвиста также выполнены, так что (обычно) больше ничего не стоит на пути официального прохождения и принятия.
Теперь к сути. MiCA — наиболее всеобъемлющая нормативно-правовая база для криптоактивов на сегодняшний день в мире. Патрик Хансен (директор по стратегии и политике ЕС в Circle) написал отличную статью "Влияние MiCA на криптоиндустрию ЕС и за ее пределами". Основные тезисы:
- Страны ЕС разобщены по части крипторегулирования (у одних есть лицензии, у других нет ничего).
- MiCA будет охватывать все страны ЕС.
- Закрытие доступа офшорных компаний для рынка ЕС.
- Рост институционального внедрения и активности на крипторынке ЕС.
- Сейчас 4% институциональных фондов в Европе имеют доступ к криптоактивам.
Из вышеуказанного можно предположить, что крупные европейские банки в ближайшие 3 – 4 года будут так или иначе предоставлять услуги, связанные с криптовалютой, а многие регуляторы возьмут за основу положения MiCA.
Помимо введения определенных правовых формулировок предлагаются и новые правовые статусы для цифровых продуктов:
Из MiCa:
- Commodities (токенизированные биржевые товары)
- Securities (ценные бумаги)
- Payment stablecoins (цифровые активы, привязанные к стоимости законного платежного средства)
Из Lummis-Gillibrand Act:
- Utility tokens (цифровой доступ к товару/ услуге)
- Asset-referenced tokens (привязаны к нескольким активам (валюта, товар, криптовалюта)
- E-money tokens (платежное средство, привязанный только к одной фиату)
Возможны некоторые изменения, но по всей видимости костяк останется таким и в скором времени мы увидим появление четкого законодательства, регламентирующее многие направления индустрии.
По всей видимости, после принятия законов, многие страны начнут ориентироваться на них и “перетаскивать” основные положения в свои национальные законодательства, чтобы не тратить время и ресурсы на разработку законопроектов с нуля.
Достаточно будет сделать адаптацию под местные законы и принять новый.
Но некоторые страны уже сегодня пошли по своему пути. Мы видим, как Казахстан становится неким криптохабом СНГ, хотя пока со скрипом, но ведется огромная работа.
Гонконг под покровительством Китая начинает свою игру в долгую, в прочем, это то, что Поднебесная умеет делать лучше остальных.
Но как быть с self custody или смарт-контрактами, ведь здесь пока поступают разные предложения, включая добавления функции остановки смарт-контракта создателем и прочее? И не приведет ли это к оттоку проектов в более лояльные юрисдикции?
Вопрос пока остается открытым.