Правительство подтвердило готовность выдать средства из Фонда национального благосостояния на третий этап расширения Восточного полигона. По словам замминистра транспорта Валентина Иванова, предварительная сумма — 200–218 млрд рублей.
Сейчас на объекте идет второй этап реализации проекта, его завершение намечено на 2024 год. В его рамках запланировано строительство 263 объектов, инвестиции призваны увеличить провозную способность железнодорожной магистрали со 158 до 180 млн тонн.
Третий этап состоит из двух частей — к 2030 планируется достигнуть провозной способности 210 млн тонн, а к 2032 году должны быть реализованы концессионные соглашения по сложным мостам и тоннелям, которые позволят добавить к грузопотоку еще 45 млн тонн.
При этом пока неясно, какие мероприятия могут профинансировать из ФНБ. Например, только увеличение провозной способности участка Улак—Комсомольск-на-Амуре в интересах Эльгинского угольного месторождения оценивается в 465 млрд рублей.
Остальные объемы первой части третьего этапа требуют инвестирования порядка 800 млрд рублей. Вторая часть третьей очереди нуждается в финансировании на 588 млрд рублей — столько стоит запланированный мост через Амур и дублеры Кодарского, Кузнецовского и Северомуйского тоннелей.
Заблаговременное выделение денег на третий этап Восточного полигона государством — позитивный знак для инвесторов в условиях высокой внешнеполитической турбулентности. Крупный экспортный бизнес получает от властей гарантии вложений в дефицитную инфраструктуру.
Тем самым правительство фактически подталкивает компании к полноценной реализации всех запланированных инвестпроектов, которые тесно увязаны с логистическими возможностями РЖД.
Однако с учетом запланированных грузопотоков есть определенные сомнения по поводу грузовой базы для Восточного полигона — на сегодня нет четкого понимания, какими объемами будет загружена магистраль к 2032 году.
ⒸЗапомните: всегда будет следующий поезд