Найти тему
2,1K подписчиков

Летопись города. Приезжайте в Нижнекамск, в педагогическое училище

В 70-е годы Нижнекамск стремительно прирастал молодёжью, а значит, игрались свадьбы, рождались дети. Строители сдавали одну за другой школы и детсады, но в них не хватало учителей начальных классов и воспитателей. По инициативе известного педагога Н. Ахметшина в городе было открыто педагогическое училище, которое поначалу разместили в школе №7. Директором училища была назначена Евгения ТУПИКОВА. На днях Евгении Ильиничне исполнилось 85 лет, училищу она отдала 17 лет, педагогике в целом - 43. «ВГ» пообщалась с педагогом.

В 70-е годы Нижнекамск стремительно прирастал молодёжью, а значит, игрались свадьбы, рождались дети.

- Евгения Ильинична, в первые советские годы в педагогику шли люди целеустремлённые и даже романтично настроенные. Какой были вы?

- Мне было семь лет, я любила собирать подружек, даже постарше меня, и мы играли в школу, где я, учительница, объясняла темы, давала задания, спрашивала уроки. Примером для меня всегда были три старшие сестры, которые потом стали учителями физики и математики, истории, русского языка и литературы. А за целеустремлённый характер благодарна отцу: Илья Александрович Александров воевал в Первую мировую войну, заслужил Георгия, после Великой Октябрьской революции вступил в Красную армию. Служил, где прикажет Родина: сначала в погранвойсках, а потом в военных частях на Украине, Урале, в Сибири, Средней Азии, поэтому и семье приходилось часто переезжать. В 1937 году родители вернулись на родину - в Набережные Челны.

Первая жена скончалась после родов, оставив отцу сына Алёшу. А наша мама Пелагея Тимофеевна подарила ему восемь девочек, причём старшая Лидия родилась в Иркутске, Елена - в Горловке, Надя и Нина - в Казани, я родилась в Набережных Челнах. Помню, папа часто говорил: «Пока я жив, постараюсь детям дать высшее образование». Он выполнил своё обещание, но прожил, к сожалению, всего 59 лет. Мама мужественно переносила все тяготы переездов, была награждена орденом «Материнская слава» второй степени.

Папу по состоянию здоровья на фронт в 41-м не призвали, но ещё в предвоенные годы, со слов мамы, его вызвали в Казань и дали поручение - организовать в Набережных Челнах артель по пошиву одежды и обуви для Красной армии. Артель шила шапки-ушанки, ватные брюки, телогрейки, трёхпалые варежки, кирзовые сапоги для солдат и хромовые - для офицеров. Каждый месяц готовую продукцию папа отвозил в Казань: летом на телеге, зимой на санях, с собой всегда брал берданку.

- Где вы начали учительствовать?

- После окончания филологического факультета Казанского пединститута два года работала в Челнах, семь лет - в Казани, в 1967 году вслед за мужем приехала в Нижнекамск, поступила в школу №3, где директором была Татьяна Ильинична Криницына. Школа была рассчитана на 1250 учащихся, но занимались 2600 человек. Вот какая нагрузка была на педагогов! Через некоторое время меня назначили заместителем по учебно-воспитательной части. Потом около десяти лет я работала в школе №6, вела методический кабинет. В республиканском конкурсе мой методкабинет занял второе место. Меня пригласили в горком партии, я подумала, в связи с успехом на конкурсе. Но неожиданно мне предложили должность директора педучилища, которого ещё не было. Я наотрез отказалась, но мне вежливо посоветовали не спешить, попробовать поработать два-три месяца, мол, не получится - будут искать другого человека. Я согласилась.

- Как осваивались в новой должности?

- До открытия училища оставалось несколько месяцев, нужно было собрать педколлектив, провести приём студентов. Моим заместителем стала Макфия Гильмутдинова - умнейшая творческая личность. Вместе с ней писали вручную письма в районы: сообщали об открытии педагогического училища и просили, чтобы выпускники, выбирая, где им продолжать учёбу, имели в виду и Нижнекамск. Одновременно набирали штат, занимались хозяйственными вопросами.

- С какими трудностями столкнулись?

- Первые два года мы занимали одно крыло школы №17, потом под училище отдали школу №7, в которой крыша протекала, трубы в подвале сгнили, там всегда стояла вода. В общежитии до этого жили условники, можете представить, что они оставили после себя. Вот тогда я пожалела, что согласилась стать директором. Но перед глазами встал пример отца, который никогда не паниковал. За помощью обратилась к нефтехимикам. Специальной машиной откачали воду из подвала, привезли два «КАМАЗа» цемента, один - песка, пол в подвале подняли. Преподаватель физвоспитания Маркс Макаров в одном помещении оборудовал зал лёгкой атлетики, в другом поставили теннисные столы, в третьем тренировались штангисты и гиревики.

- Кто были первые преподаватели?

- Педагогический коллектив подбирался из лучших учителей города. Первыми преподавателями стали В. Образцова, И. Шайдуллина, Л. Колесников, З. Бухараева, Н. Хохлова, Г. Ахтямова, А. Аристова, Л. Пестова, К. Золотова, И. Шайдуллина, Г. Гусева, Д. Багаутдинов, А. Низамова, Ф. Ахметшина. Моими незаменимыми помощниками стали делопроизводитель Н. Газимова и военрук Д. Багаутдинов. Директора школ, отдавая свои кадры в училище, понимали, что потом взамен получат квалифицированных педагогов, поэтому конфликтов не возникало. Директор школы №9 Люция Султановна Латыпова, отдав пятерых преподавателей, через три года поблагодарила педколлектив училища за полученных выпускников, которые стали прекрасными учителями.

- Был ли конкурс при поступлении в училище?

- В первый год на одно место претендовали четыре человека, на следующий год - больше. В некоторые годы доходило до девяти человек на место. Первых 63 выпускников в 1983 году распределили по детским садам шефов - нефтехимиков, шинников, строителей.

- Как пополнялась учебная программа?

- Мы придумали новшество: каждые вторник и среду преподаватели и студенты на большой перемене, а она длилась 30 минут, изучали татарский язык: как по программе начинающих, так и с изучением арабской графики для более подготовленных. Занятия проводили свои педагоги и приглашённые. В 1986 году мы открыли долгожданные татарские группы, выпускники которых потом были востребованы в татарских детсадах.

Вскоре открылись группы по изучению английского языка, подготовке трудовиков, музыкальных работников, руководителей физвоспитания, открыли факультет общественных профессий, где студенты знакомились с основами профсоюзной работы и по окончании училища вместе с дипломом получали соответствующее удостоверение.

- Чем занимались студенты, кроме учёбы?

- В училище работал драмкружок, ставили спектакли «Золушка», «А зори здесь тихие», другие. В «Снегурочке» было задействовано более ста человек! Свои работы показывали в школах, детских садах, выезжали в сёла. Нашей гордостью был ансамбль кураистов. В училище появился свой гимн, слова которого написала преподаватель педагогики и психологии Мария Червякова.

- Евгения Ильинична, на днях педагогическая общественность города отметила ваш юбилей…

- Мой педагогический стаж составляет 43 года. Слава богу, я никогда не была обделена вниманием властей и коллег по работе. Имею звания «Отличник просвещения РСФСР», «Заслуженный учитель Республики Татарстан», «Ветеран народного образования Татарстана». На юбилей собрались преподаватели и студенты колледжа, приехали более тридцати коллег и выпускников из Татарстана, Башкортостана, Кировской области. Спасибо всем за вечер, за тёплые слова. От души всем желаю здоровья и успехов в работе.

Евгения Ильинична (сидит вторая справа) среди студентов педучилища.
Евгения Ильинична (сидит вторая справа) среди студентов педучилища.

Газимзян САБИРОВ.