Найти в Дзене
Каменные истории

Как заработать на самом недооценённом камне России

Один из отечественных интернет-магазинов предлагает купить 100-граммовую упаковку полудрагоценных сердоликов за 264 рубля. Интересно, какую часть этой суммы получили сборщики с берегов Амура. Вероятно, не больше 2-х рублей за грамм. Другой маркет-плейс, уже британский, предлагает сердолик среднего размера (11-20 граммов) из Бразилии за 0,37-2,45 фунта стерлингов, в зависимости от эстетической ценности. Средняя цена по текущему курсу – 142 рубля за грамм. В 71 раз дороже, чем в России. Если бы валовые внутренние продукты стран сравнивались по паритету покупательной способности на сердолики, Россия обошла бы не только Британию, но и весь остальной мир. Как известно, на территории Карадагского природного заповедника в Крыму есть Сердоликовая бухта. Побережье «Черной горы» (перевод с крымскотатарского) доступно только с экскурсией, но близлежащие участки побережья открыты. Местные жители рассказывают, что до сих пор на участке от Феодосии до Судака можно при большом усердии набить карманы
Tiny Rituals, unsplash.com
Tiny Rituals, unsplash.com

Один из отечественных интернет-магазинов предлагает купить 100-граммовую упаковку полудрагоценных сердоликов за 264 рубля. Интересно, какую часть этой суммы получили сборщики с берегов Амура. Вероятно, не больше 2-х рублей за грамм.

Другой маркет-плейс, уже британский, предлагает сердолик среднего размера (11-20 граммов) из Бразилии за 0,37-2,45 фунта стерлингов, в зависимости от эстетической ценности.

Средняя цена по текущему курсу – 142 рубля за грамм. В 71 раз дороже, чем в России. Если бы валовые внутренние продукты стран сравнивались по паритету покупательной способности на сердолики, Россия обошла бы не только Британию, но и весь остальной мир.

Как известно, на территории Карадагского природного заповедника в Крыму есть Сердоликовая бухта. Побережье «Черной горы» (перевод с крымскотатарского) доступно только с экскурсией, но близлежащие участки побережья открыты. Местные жители рассказывают, что до сих пор на участке от Феодосии до Судака можно при большом усердии набить карманы оранжево-красным халцедоном (другое название камня).

Карадаг / Яна Горбунова, unsplash.com
Карадаг / Яна Горбунова, unsplash.com

Степень недооценённости сердолика возрастает, если вспомнить, что именно этот камень в перстне-печатке княгиня Елизавета Воронцова подарила Пушкину. Такой же оставался у неё – взаимная переписка скреплялась сургучом с взаимным же оттиском. Поэт почти не расставался с перстнем, считал своим талисманом и посвятил ему 4 стихотворения.

Строки одного из них, «Сожжённое письмо»:

«Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит... О провиденье!
Свершилось! Тёмные свернулися листы;
На лёгком пепле их заветные черты
Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди...».

Другой поэт, Марина Цветаева, в 1911 году объявила знаменитому коктебельскому дачнику Максимилиану Волошину (тоже пииту), что выйдет замуж за первого, кто угадает её любимый камень.

В Коктебеле. Дом Максимилиана Волошина. Константин Богаевский, 1905
В Коктебеле. Дом Максимилиана Волошина. Константин Богаевский, 1905

Коктебель примыкает к Карадагу со стороны Феодосии, и сердолика на его пляже в начале 20-го века находили много. О нём и говорила Цветаева. Воложин поведал тайну Сергею Эфрону, тот подарил Цветаевой бусину, и вскоре они поженились.

Мода, как и история, движется по спирали. Первыми додумались делать оттиски сердоликовыми печатками древние римляне и ассирийцы. Подобная культура почтовых сообщений дошла до времён Пушкина. Сегодня она утрачена. Сердолик используется в основном как поделочный камень при производстве недорогих украшений. Однако век синтетики оказался недолог, и на смену безграничной веры в хайтек приходит просвещённый консерватизм. С ним вернутся и сургучные печати.

Можно считать это предположение частью бизнес-идеи.