За авторством ПСИХолога
Осаму Дадзай - до недавнего времени не сильно известный японский писатель в нашей стране. В его ключевой работе “Исповедь неполноценного человека” есть фрагменты, которые хотелось бы рассмотреть вместе с вами и для вас. Начнём мы с фразы: “Не раз я мечтал быть убитым, но никогда не замышлял убить кого-нибудь. Да потому хотя бы, что это значило бы осчастливить ненавистного врага.”
Подобный подход к вещам мы слышим чаще всего у подростков, так как это проявление свойственного им максимализма. Главный герой книги думает об этом, когда решает, что у него нет выбора. Одноклассник Такэти заметил, что на физкультуре неуклюжесть персонажа неестественна. Для Оды это становится опасным, как и для любого шута в его возрасте.
Такэти не смешно, так как он понимает, что его специально пытаются рассмешить. Главный герой стремится получить внимание от людей, но только в не серьёзном и положительном формате. Он не хочет, чтобы кто-нибудь догадался о его внутренних переживаниях и о слабостях, поэтому стремится быть посмешищем ради внутренней и внешней безопасности.
Ода не может убедить одноклассника в том, что его действия непреднамеренны и тут мы как раз и сталкиваемся с внешне неразрешимым конфликтом. Все методы воздействия у Оды закончились, а соответственно он может желать лишь смерти Такэти, чтобы тайна навсегда оставалась тайной, ведь другие с помощью Такэти тоже могут понять о двуличности героя. Убить его, однако, он не может, из страха быть осуждённым, который на данном этапе жизни преобладает в нём полностью. Главный герой также проецирует собственное восприятие мира на других: смерть для него - освобождение и счастье, а значит так должно быть для всех.
Почему же данная фраза - “юношеский максимализм”? Потому что Ода не видит никакой возможности решить проблему через себя. То есть он не думает, что может изменить свой подход к людям, обществу, изменить своё поведение. Смерть в виде освобождения тоже является максималистской позицией. “Нанавистный враг” - то же самое. Как меняется подход к жизни и обществу у Оды Ёдзо раберём в следующих публикациях.