Молокане – это одна из сект, вышедшая из православного христианства. Не пьют, не курят, заключают браки только среди своих, их семьи отличаются строгой патриархальностью. По историческим причинам шире всего они были представлены в Закавказье, куда их в 19-м веке ссылало правительство Российской империи.
Давайте сегодня расскажем о них.
У нас всех сектантов, близких к православию, принято автоматически считать раскольниками. Но, в данном случае, это не совсем так, ведь молокане не стали потомками тех русских христиан, которые не приняли реформу патриарха Никона. Напротив, они отделились непосредственно от РПЦ.
Секта возникла во второй половине 18-го века в результате деятельности Семена Уклеина, простого портного из Тамбовской губернии. Он родился в 1733-м году и по молодости был близок к движению духоборов. Но со временем от него отошел, и стал проповедовать приближение к евангельским идеалам и необходимость простой жизни. В 1765-м местные власти впервые назвали его учение молоканством.
Почему молокане являются сектой, а не относятся к старообрядцам – это достаточно простой вопрос. У них нет священников, нет церквей, а вместо них молельные дома, они не используют крестное знамение, не носят нательные кресты. Они, в некотором роде, близки к иудаизму в том плане, что не едят свинину, почитают субботу, а не воскресенье, отмечают Пасху, но не Рождество.
Они очень свободно трактуют Библию – и совсем не так, как это делают православные. Тем не менее, сами себя величают христианами веры евангельской. Они не подвержены влиянию других сектантов, а тем паче – раскольников и РПЦ. Но и сами не стремятся проповедовать свое учение. У них нет каких-то общих центров, и каждая община действует автономно. Тем не менее, из-за своей сравнительной немногочисленности, они вынуждены поддерживать отношения с другими молоканскими диаспорами. Главным образом, ради заключения браков.
Насчет названия, которое за ними закрепилось, существует несколько версий. Согласно первой и самой вероятной, они получили такое имя по той причине, что пили молоко в пост. Или же в тюрьмах, а в годы гонений побывать им там приходилось, отказывались от свинины в пользу молока.
Есть и иные гипотезы, но они появились, так сказать, задним числом: когда община уже была достаточно многочисленна и разошлась по территории Российской империи. Кто-то говорит, что так их назвали, когда они были сосланы на реку Молочную, неподалеку от Мелитополя. И есть уж совсем необычная теория, что это имя появилось уже на Кавказе. Якобы, молокане – это производное от персидских слов мели-хане, т.е. «усадьба», ведь они старались селиться изолированно.
Так или иначе, после нескольких десятилетий гонений, правительство решило их если не легализовать, то признать. И по мере продвижения империи на юг, власти стали отправлять их подальше от центральных губерний. Дескать, выслать их, дабы не мутили народ, и, одновременно, заселить новоприобретенные земли. Так молокане появились в Азербайджане, Грузии и на тех землях, что позже стали Арменией.
Поскольку жили они всегда отдельно, и свадьбы играли только среди своих, молокане сохранили внешний вид и традиционную одежду среднерусских крестьян 18-го века. Почти все они русоволосые или блондины, женщины носят платки и платья в пол, мужчины – штаны простого покроя и рубахи. Они до сих пор поют свои старинные народные песни, а их религиозное пение не похоже на православное.
Вместе с тем, даже основав на азербайджанской земле несколько отдельных деревень (самая знаменитая среди них – Ивановка), они поддерживали дружественные отношения с местными жителями. И были известны тем, что продавали плоды своего хозяйства, которые были непривычны для местных мусульман. Чаще всего, это была квашеная капуста.
Молокане процветали в Азербайджане во второй половине 19-го века. И даже советская власть не сильно их притесняла, поскольку из-за традиционного уклада жизни считала этих людей готовыми колхозниками. Из молокан вышел знаменитый футболист Анатолий Банишевский, капитан бакинского «Нефтчи» и нападающий сборной СССР
Но после того, как страны Закавказья получили независимость, для них наступили сложные времена. Нельзя сказать, что в новых государствах у них были проблемы. Дело в том, что отныне им было сложнее поддерживать отношения и привозить невест. И тогда, с целью вновь воссоединиться, молокане стали организованно перебираться в Ставропольский край.
Сейчас в Азербайджане их количество оценивается примерно в 10 тысяч. Но дело в том, что традиции часто сохраняют только старики, а молодежь начинает воспринимать себя, как обычных русских.