В Нижнекамском многопрофильном колледже к Дню защиты детей прошёл межведомственный круглый стол «Преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних: профилактика и психологическая работа с последствиями». Нижнекамские психологи, специалисты ДГБ с ПЦ и чиновники профильных ведомств обсудили, что и как рассказывать детям «про это», чтобы девочки и мальчики не стали жертвами педофилов. И напомнили, что так называемая благополучная семья - вовсе не гарантия, что ребёнок не пострадает от насилия.
Педофилы в городе
Начальник отдела по организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав исполкома НМР Индира ГАЛИЕВА озвучила статистику: с начала года возбуждено 12 уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Одно изнасилование, три случая насильственных действий сексуального характера, развратные действия и половые сношения с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста. Пострадавшей стороной оказались как активные подростки с девиантным поведением, так и робкие домашние девочки. В прошлом году на это время было зарегистрировано 11 преступлений против половой неприкосновенности.
И. о. начальника управления по делам молодёжи исполкома НМР Фарит ШАЯХМЕТОВ веско заметил, что сохранять детские здоровье и психику - одна из важнейших задач муниципальных властей, а профилактика половых преступлений должна проводиться на всех возможных уровнях и ресурсах.
Воспитанная быть жертвой
Директор Центра психолого-педагогической помощи детям и молодёжи «Эйдос» Ирина ЛАРИОНОВА рассказала о методах профилактики виктимного поведения. Victim - значит жертва: человек бессознательно выбирает такие ситуации, в которых страдают его психика или здоровье. Не может устроиться на нормальную работу, плохо учится, раболепствует перед абьюзером, заискивает или боится отказывать - здесь всегда нарушены либо вовсе отсутствуют личностные границы. Будет ли сопротивляться насильнику девочка, которая не знает, что надо защищать своё тело, если её всю жизнь учили, что взрослых надо слушаться? Нет!
Жизненные сценарии ребёнок копирует в семье, в ближайшем окружении. И если родители предпочитают удобного малыша, учат его только быть послушным, они вырастят безвольного взрослого, который не может постоять за себя и не знает, чего ему надо от жизни.
Откуда берутся дети
А вот как сделать по-другому, как дать ребёнку адекватные знания о теле и отношениях между полами, объяснили на семинаре детские психологи и психиатр. Потому как сформировать у детей осознание своих границ и научить обозначать и защищать их - наша зона ответственности.
Педагог-психолог детского сада №70 Жанна ДАНИЛОВА объяснила, что рассказывать «про это» можно даже двухлеткам, однако выдавать информацию лучше дозировано с учётом возраста. Самый простой путь: говорите правду, называйте части тела своими именами. Ласковые прозвища половых органов, например, «пирожок» или «петушок», вводят детей в заблуждение. Обязательной частью полового воспитания должно стать «правило купальника»:
«Правило купальника мне теперь знакомо:
Всё, что под купальником, - интимная зона.
Если попросят тебя: «А покажи!» -
Нет! Беги и всё расскажи!».
Ж. Данилова объяснила, как научить ребёнка блюсти свои границы, и посоветовала книги, которые можно читать с детьми.
Продолжила тему полового воспитания педагог-психолог гимназии №32 Марина БАРЫШЕВА. Классные часы, тренинги и индивидуальные занятия помогают просвещать детей. Но это капля в море, если родители игнорируют половое просвещение и воспитание детей.
Секс-просвет для инвалидов
Специфику полового воспитания детей с расстройством аутистического спектра осветила психиатр Татьяна ШАБАЛИНА. Тела детей с ментальными нарушениями взрослеют быстрее, чем психика, физиологические изменения начинаются раньше, чем ребёнок может их понять и принять. Усугубляет ситуацию то, что дети с РАС не всегда социализированы и осознают себя в обществе. Их некорректно учить собственным примером, до ребёнка нужно донести чёткие логические связки «обстоятельства - действия», чтобы поведение ребёнка было социально приемлемым: оправлялся за закрытой дверью, не мастурбировал прилюдно и прочее. Для этого, заметила психиатр, нужны специалисты, которых в Нижнекамске мало. Пока маршрутизация ментальных инвалидов ограничивается подбором школы и образовательной программы.
Наука и практика
После семинара участники круглого стола приступили к практической работе по секциям. Заведующая отделением медико-социальной помощи ДГБ с ПЦ Наталья ШИШКИНА и специалист по социальной работе ОМСП Зоя ХАЕРОВА приняли живое участие в работе секции «Роль родителей в профилактике преступлений против половой неприкосновенности детей», спикером которой стала практикующий психолог Вероника РОМАНОВА. Она объяснила, как родители должны стать первой ступенью профилактики половых преступлений.
Руководитель социально-психологической службы НФ КИУ им. В. Г. Тимирясова Светлана КОНЮХОВА с помощью метафорических карт работала с половой и гендерной идентичностью, что во времена смещённых нравственных ориентиров достаточно актуально. Психолог «Милосердия» Наталья ЕМЕЛЬЯНОВА показала, как добиться откровенности с помощью метода «Мозартика». Диагностируемый располагает на куске цветного картона геометрические фигуры разного цвета и размера. А психолог помогает понять, как отражается психическое состояние на получившейся картинке и над чем стоит задуматься.
Казанский педагог, психолог, специалист по половому воспитанию Альбина ШАКИРОВА рассказала о своём успешном опыте полового воспитания. Просветительская программа «Просвет» выиграла республиканский грант: три тренинга для детей и методическое пособие для педагогов и психологов, образовательный канал на «Ютуб» и чат-бот в «Телеграме» дали возможность сотням подростков узнать больше о своём теле, отношениях в коллективе и личностных границах. Педагог-психолог Центра психолого-педагогической помощи детям и молодёжи «Эйдос» Людмила ПИПКИНА провела для участников секции тренинг программы «Просвет». Просто, задорно и действенно учит договариваться, говорить о своих нуждах, предпочтениях и желаниях.
Вроде бы хорошо, что педагоги школ и детских садов готовы рассказывать детям о гигиене, анатомии и других интересных вещах, но, с другой стороны, возникает вопрос: а как же родители? Почему они пренебрегают телами собственных чад, руководствуясь ложным стыдом? Разве не родители должны научить заботиться о здоровье, преодолевать трудности и нести ответственность, показать пример нормальной семьи, вырастить здорового члена общества? Не пора ли подобные круглые столы проводить для нижнекамских родителей?
Ольга МИНЕЕВА.