Лично для меня 90-е, если уточнить, чуть шире этого датирования в десятилетие и, скорее, составляют 86 (с Чернобыля) до 00 – 01 (т.е. до «Брата-2» и моих деловых поездок на Камчатку и Чукотку). Для меня это целая эпоха от несостоявшейся командировки в Афган, ухода из госНИИ в интеллектуальный бизнес с изменением сферы деятельности, сопровождавшихся с наблюдением за тем, как меняется страна и нутро человека… Для кого-то 90-е, как говорится в кайф, а для кого-то – потрясения или даже конец всему. Именно в 90-у меня родилась мысль (позже даже опубликованная в одной из статей), что именно для России национальная идея должна выражаться не в утвердительной форме, а формулироваться вопросом (в кратком изложении) или несколькими вопросами (в широкой развернутой форме), на которые надо или кому-то придется отвечать… Примечание. Должен подчеркнуть, что с некоторыми взглядами художника я категорически не согласен, но, несмотря на это, решил привести данную публикацию. – М.Л.
По-своему увидел 90-е московский художник Семен Натанович Семён Файбисович. И, на мой взгляд, его довольно своеобразное творчество (в котором есть не только критика происходящего в стране и «чернуха», но и вечные ценности и лирика) тоже поставило ряд вопросов, не на все которые можно найти внятные ответы.
Его творчество - не тот случай, когда можно однозначно и точно проинтерпретировать ту или иную работу художника, а то и попытаться навязать своё мнение, иными словами (из арсенала «алгоритмов Дзен»), «вынести свой вердикт». Лучше оставить зрителя наедине с его работами, даже если кто-то увидит «зал кривых зеркал», а кто-то вместо «входа» - «выхода нет»…
Ну а критики и интерпретаторы прикрепляют разные ярлыки и таблички к его творчеству. Кто-то называет его «критическим гиперреалистом», кто-то усиливает термин гиперреализм, до фотореализма. Скажу проще, художник работает маслом по холсту и в смешанной технике. Его работы формируются по циклам, а также вне циклов. Тем, кто заинтересован в более подробном ознакомлении с его творчеством, можно рекомендовать сайт-галарею: https://faibisovich.jewish-museum.ru/
Художник жил и работал в Москве. С 2016 года живет в Израиле. В одном из интервью, отвечая на вопрос о новых стимулах для своего творчества, он ответил так:
«…Говорить о Тель-Авиве как о музе пока рано, потому что я переехал не так давно. Однако там сразу родился новый проект. Уже из того воздуха родился, из тех эмоций. А Москва — это муза всей жизни...»
Кратко о художнике. Родился в 1949г. в Москве в семье офицера СА. Обучался в Краснопресненской художественной школе (с 1959), а затем в Московском архитектурном институте. Работал в проектных организациях, параллельно занимаясь графикой, а затем живописью. Работал на комбинате монументально-декоративного искусства (1979-1988). С 1977г. стал участвовать в выставках, вначале в неофициальных, затем в официальных: СССР / Россия, США, страны Западной Европы.
На этом пока всё. Искренне Ваш, Михаил Лукин. Особо признателен тем, кто, знакомясь с публикациями, оставляет комментарии, ставит оценки (лайки), и, тем более, подписывается. Рекомендую вам также заглянуть в родственные каналы по живописи Галерея АRTist и «ВАША ИСТОРИЯ ИСКУССТВ»
#культура #искусство #живопись