Найти тему
АиФ Крым

Ехали в Артек. Милиционер ценой жизни спас колонну с 700 московскими детьми

   Андрей Усанин (в центре) и его одноклассницы.
Андрей Усанин (в центре) и его одноклассницы.

1 июня, в День защиты детей, на здании Управления ГИБДД торжественно открывают новую мемориальную доску в память о подвиге севастопольского инспектора ГАИ Андрея Усанина, совершённом четверть века назад. Krym.aif.ru узнали, каким был герой, имя которого сегодня знакомо всем севастопольцам, и как он погиб, спасая жизни сотен детей.

Самые важные слова

Первый день июня 1998 года выдался пасмурным и прохладным: что-то около восемнадцати градусов тепла. Но для детей, прильнувших к окнам автобусов, он был замечательным — ведь они ехали в «Артек»! К морю, в самый лучший детский лагерь. Шестнадцать автобусов сопровождали, как положено, автомобили Госавтоинспекции. За рулём «Волги», находившейся в голове колонны, был капитан милиции, командир первого взвода отдельной роты ДПС Управления ГАИ в Севастополе Андрей Усанин.

В автобусы детей, высадившихся с московского поезда, посадили на железнодорожном вокзале Севастополя. И «детский караван» двинулся по дороге на Ялту.

В «Артек» ехали семьсот школьников с сопровождающими. Во время движения такой колонны риск всевозможных ДТП минимальный: само присутствие машин ГАИ дисциплинирует всех участников дорожного движения.

Но невозможно предусмотреть и предотвратить все случайности. Одна из них как раз «вылетела» из-за поворота.

Водители двух легковушек, ехавших навстречу, увидели и автобусы, и машину с «мигалкой» впереди. И снизили скорость. А за ними, почти впритык, шёл рейсовый «Икарус». И его шофёр понимал, что сейчас врежется в эти автомобили — потому и вырулил на встречную полосу. Движение «Икаруса» пересекалось с траекторией первых артековских автобусов.

Андрей Усанин успел развернуть служебную «Волгу» боком, загородив их. «Икарус» протаранил машину — и ушёл влево, к обочине, минуя автобусы с детьми. Водители колонны успели среагировать, затормозить. На дороге образовалось скопление остановившихся, развернувшихся от резкого торможения автобусов. Но — целых. Не пострадали ни шофёры, ни дети, ни их сопровождающие.

Удар автобуса пришёлся на левый бок «Волги», у машины вырвало дверцу со стороны водительского места. Андрей Усанин ещё был жив.

Сослуживцы вспоминали, что до приезда «Скорой», и во время транспортировки в больницу, он спрашивал о детях. Его успокаивали: никто не пострадал. А Андрей повторял свой вопрос снова и снова. Врачи объяснили, что он без сознания, просто проговаривает последние, самые важные для него слова.

Это 1 июня, День защиты детей.

Надежда была. На то, что Андрею всего 33 года, что организм крепкий, что ему есть, ради чего жить: дома ждут жена и маленькая дочка. Но чуда не произошло, слишком тяжёлыми оказались полученные травмы. Врачи делали всё, что могли, но 7 июня Андрея Усанина не стало.

За справедливость

Расхожее выражение, так любимое журналистами всех времён — «он не мог поступить иначе», всё-таки самое точное. Подвиг — это миг, в котором проявляется вся сущность конкретного человека. Для того, кто осознаёт ценность чужой жизни, её спасение — естественный шаг. У Андрея Усанина не было времени на раздумья, расчёты, анализ. Он свой шаг сделал в одно мгновение.

Татьяна Максимова (в девичестве Колосова) провела вместе с Андреем два последних школьных года. После того, как слили вместе два класса в школе таджикского посёлка Табошар.

«Учился он хорошо, на четвёрки и пятёрки, но мне казалось, что из всех предметов ближе ему математика, — рассказала Татьяна корреспонденту krym.aif.ru. — Частенько одноклассники, не сделавшие домашние задания, подходили к Андрею, просили списать. Он никогда не отказывал. Но при этом не был, как сейчас говорят, «ботаником», а очень компанейским, общительным парнем».

По словам бывшей одноклассницы, очень ярко в Андрее тогда проявлялась такая черта: он везде отстаивал справедливость. Хоть и не был физически крепок, всегда заступался за тех, кого обижали. И справедливости требовал от взрослых.

Была в школе, рассказала Татьяна, учительница истории, которая ставила, как считали ребята, несправедливые оценки. В знак протеста весь класс ушёл с урока, и Андрей тоже. Потом «прогульщиков» заставили писать объяснительные. Среди нескольких школьных снимков у Татьяны оказался черновик объяснительной Андрея: «Я не был на уроке истории, потому, что Римма Ивановна несправедливо ставит оценки за ответы. Ученик 9 класса Усанин А.».

В школе Андрей не говорил никому о своих планах стать милиционером, служить в Госавтоинспекции. Хотя, может, решение пришло позже.

Удивительно, что жизнь хоть и разметала выпускников небольшой поселковой школы по разным городам и странам, Татьяна Максимова и Андрей Усанин оказались практически соседями. Он жил в Севастополе, она — в селе Верхнесадовое, которое относится к муниципалитету этого города. Но понятия не имели об этом. Татьяна узнала только после гибели Андрея.

«Был у нашей семьи знакомый из ГАИ, он и рассказал об этом событии, упомянул: «Андрей из Табошара», — вспоминает Татьяна Колосова. — Я так и вскрикнула: ну, конечно, это мой одноклассник! Позже увидела в местной газете статью о его подвиге, вырезала, сохранила».

Называли «Декабристом»

Удивительно, но это своё стремление к справедливости Андрей Усанин пронёс через все годы. «Он был моим наставником, а позже — напарником, — рассказал krym.aif.ru сослуживец и друг Андрея Усанина Алексей Шелестов. — Всегда был готов отстаивать правду, его даже за стойкость и непреклонность в вопросах справедливости даже прозвали «Декабристом».

Его профессиональные знания вызывали у коллег уважение. Андрей мог после сдачи смены сидеть, погрузившись в книгу, и, казалось, что не обращает внимание на споры или обсуждение каких-то рабочих ситуаций. Когда оппоненты заходили в тупик, кто-нибудь мог гаркнуть: «Усанин, ты что скажешь?» Он откладывал книгу, и спокойно заявлял: «Ты неправ, а он — прав. Потому что, согласно статьи такой...»

В чём-то эта «подкованность» была связана с его желанием учиться: Андрей был на третьем курсе Академии МВД в Киеве. После неё карьерные перспективы открывались нешуточные.

Алексея Шелестова всегда поражала железная выдержка напарника. Однажды, в середине «лихих 90-х», во время дежурства, остановили автомобиль: водитель казался нетрезвым. Начали проводить освидетельствование, оформлять админпротокол — с понятыми, свидетелями. Водитель вёл себя буйно: оскорблял милиционеров, то соглашался, то отказывался ехать на штрафплощадку. И длилось это минут 30-40. С такими случаями сотрудники ГАИ встречались нередко. Нарушители старались спровоцировать ответную реакцию, пригрозить жалобой — авось махнут рукой и отпустят.

«Меня он «завёл» до такой степени, что я тихонько напарнику сказал: может, применить какое-то воздействие? — признался Алексей Шелестов. — А он ответил: не обращай внимания, делай, что должен. С нарушителем на штрафплощадку ехал я, и тот признался, что надеялся вывести милиционеров из себя. Несколько раз у него получалось уйти от ответственности. А тут попался такой невозмутимый инспектор ГАИ!»У подвига Андрея Усанина оказалась долгая память. В Севастополе его имя носит турнир по гиревому спорту среди сотрудников полиции. О его подвиге рассказывают юным инспекторам движения в Севастополе, помнят в «Артеке».

   Такой памятник установили на месте гибели Андрея Усанина. Фото: Из личного архивa/ А. Шелестов
Такой памятник установили на месте гибели Андрея Усанина. Фото: Из личного архивa/ А. Шелестов

На здании Управления ГИБДД (бывшая Госавтоинспекция) была установлена мемориальная доска в память об Андрее Усанине. Несколько дней назад её заменили на новую, торжественно откроют 1 июня.

За несколько недель до 25-летия подвига капитана милиции к севастопольцам обратился Алексей Шелестов. Попросил помощи, чтобы отремонтировать памятник, который когда-то поставили сослуживцы на месте трагедии — на Ялтинском шоссе, недалеко от спуска на Балаклаву. Его основательно повредили во время дорожных работ.

Необходимые средства удалось собрать за считанные дни. «Огромная благодарность за это всем неравнодушным севастопольцам, а также ветеранам, пенсионерам и личному составу Госавтоинспекции, — говорит Алексей Шелестов. — У нас особенный город, где помнят своих героев».

Теперь каждый, кто остановится на Ялтинской трассе, недалеко от съезда на Балаклаву, может прочитать, что сделал Андрей Усанин. И взглянуть на фотографию молодого, полного сил человека с капитанскими погонами на плечах. Следующее звание — майора, Андрею Усанину присвоили посмертно.