Найти тему
Книжная аптека

Перечитала: Юрий Поляков «ЧП районного масштаба». Не распад СССР, а распад личности?

Готовясь к встрече с Юрием Поляковым на Книжном салоне, перечитала одну из первых его книг. Эта повесть была написана в 1981, а опубликована в журнале «Юность» в 1985 году.

Книга начинается на черноморском побережье со сцены неудачной подводной охоты главного героя. А заканчивается его сердечным приступом. В первой главе Николай Шумилин, секретарь райкома комсомола крупного города, не рассчитал свои силы и объем воздуха в легких - и чуть не утонул. Но главное, впервые он почувствовал беспомощность и страх перед морским простором:

«Тяжелое фиолетовое небо словно хотело вдавить человека в воду, и он, закричав, рванулся, отшвырнул все, что было в руках, и опрокинулся на спину. Сердце уже не билось, а сотрясало тело, и точно так же сотрясали сознание слова: «Нет-нет-нет-нет нет…» Солнечный свет дрожал и мерцал перед глазами, точно перегорающая электрическая лампочка. Казалось, одно резкое движение – и наступит темнота.
Еле шевеля ластами, человек на спине поплыл к берегу, один раз было оглянулся, и ему почудилось: суша не только не приблизилась – даже отдалилась. Тогда снова тело свела судорога беспомощности, а душу охватил утробный ужас. Больше уже не оглядываясь, даже зажмурившись, он все плыл и плыл, чуть перебирая непослушными ногами»

Намеренно процитировала такой немаленький отрывок из книги, чтобы вы почувствовали плотность и зрелость текста, прекрасный язык тогда еще молодого писателя (Юрию Полякову не было и тридцати).

Чаще всего о книге говорят, что это произведение о проблемах позднего СССР: о расцвете бюрократизма и обезличивания, о выполнении и перевыполнении бессмысленных планов, о том, что живая жизнь молодежи и реальные дела утонули и выхолостились под грузом постоянных заседаний, собраний, съездов и слетов.

Об этом же иногда думает главный герой повести – комсомольский вожак. Но все реже, реже и реже. Потому что придя в комсомол энергичным, честным, преданным делу, нацеленным на конкретные дела, Шумилин постепенно, шаг за шагом, теряет эти свои качества. Заражаясь вирусом бюрократизма, он думает все больше и больше не о конкретных делах и достижениях, а о ступеньках своей карьеры, о том, как правильно лавировать в разговоре с людьми из горкома партии, как «красиво», чтобы всем вышестоящим понравилось, провести очередной слет.

Фото из открытых источников. Комсомольские работники на последнем съезде ВЛКСМ
Фото из открытых источников. Комсомольские работники на последнем съезде ВЛКСМ

Поэтому для меня эта книга в большей степени – о личности и системе. О том, как безжалостная машина власти может убивать все живые человеческие чувства и качества в тех, кто ей служит и встраивается «винтиком» в ее бездушный механизм.

И правда, сильно ли отличается бюрократическая машина 80-х от современных чиновничьих структур, иерархий, новой (старой) модой на съезды, отчеты и показательные (показушные) кадры по ТВ? Если долго рассуждать на эту тему, то выводы могут быть печальными: система стала еще более технологичной, бездушной и зависимой от денежных знаков.

Но вернемся к Шумилину.

Где тот маленький шаг, который стал первым на пути от вожака молодежи с горячим сердцем до начинающего карьериста-функционера? Я думаю, что это то бюро райкома, на котором он не заступился за мальчика Юру, который потом и станет погромщиком в райкоме, виновником ЧП.

Этот старшеклассник честно ответил на вопрос, почему он вступает в комсомол: «Потому что все вступают». Но принимающим «руководящим товарищам» такой ответ не подходил: как так? Ты не хочешь быть в первых рядах молодежи, строящей коммунизм? Хотя все присутствующие понимают, что мальчик прав, что давно уже обюрокрачена, утеряна смысловая нагрузка и клятвы юного пионера, и устава ВЛКСМ, все слова в них стали пустой формальностью. И даже есть Алексей Бутенин, секретарь комсомола автохозяйства, которому наплевать на формальности, и он настаивает на том, чтобы принять Юру в комсомол. Но Шумилин уже просчитывает в голове: а не навредит ли такое свободомыслие его дальнейшим шагам по карьерной лестнице, а не доложит ли кто из присутствующих о его решении и т.д.

-3

Вот написала этот абзац – и самой странно стало. Неужели так было? Неужели надо было отвечать заученными одинаковыми словами, произносить «правильные» речи? Да, было. Я сама помню, как пыталась преодолеть равнодушие одноклассников, считавших, что быть в комсомоле – это сдавать взносы и регулярно ходить на собрания.

А что же случилось с мальчиком Юрой? Он получил урок несправедливости, был «наказан» непринятием в комсомол за то, что сказал правду. Он стал хуже учиться, обида, видимо, долго жила в его сердце, и вылилась в подростковый акт протеста – разбить и разбросать все эти символы, кубки, знамена и т.д.

В разговоре с инспектором Шумилин выясняет, что мальчику грозит колония, также он понимает, что он может спасти пацана. Но на весах - его собственная карьера, для него уже приготовлено место в горкоме. Что выберет секретарь – промолчать и сломать судьбу мальчику или рассказать правду и оправдать ребенка, но самому «затормозиться» в движении вверх? Способен ли он еще на Поступок или уже утонул в море лжи и лицемерия? Недаром же книга начинается сценой тонущего Шумилина, его ощущением беспомощности. А заканчивается тем, что сердце его, вероятно не выдержало столкновения между его природной честностью и новой лицемерной сущностью.

Читая финал книги, я вспомнила слова Бориса Пастернака:

«Нельзя без последствий для здоровья изо дня в день проявлять себя противно тому, что чувствуешь; распинаться перед тем, чего не любишь, радоваться тому, что приносит несчастье. Наша нервная система не пустой звук, не выдумка. Она — состоящее из волокон физическое тело. Наша душа занимает место в пространстве и помещается в нас... Ее нельзя без конца насиловать безнаказанно»

Поэтому книга Юрия Полякова – не только о комсомоле и начале распада СССР. Она о каждом из нас в ту минуту, когда нужно сделать выбор. Когда нужно или остаться честным человеком и сохранить свою душу или приспособиться к обстоятельствам и против своей совести принять бездушные законы системы.

Надеюсь, у меня получилось убедить вас, что книга "ЧП районного масштаба" актуальна и сегодня, если не читать ее поверхностно, только как отражение реалий восьмидесятых?

Отдельное издание повести есть в Лабиринте и Читай-городе.

А издательство АСТ завершает выпуск многотомного собрания сочинений Юрия Полякова, повесть включена вот в этот сборник.