Д.В.Делюкин
29 мая исполнилось 110 лет со дня премьеры знаменитого балета «Весна священная», состоявшейся в Париже в Театре на Елисейских полях в рамках знаменитых «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Балет был создан при участии Николая Рериха (автор либретто, а также декораций и костюмов), Игоря Стравинского (автор идеи и музыки), и Вацлава Нижинского (хореограф). Впоследствии, постановочный материал к спектаклю был утрачен, а первоначальная версия забыта… Попытки возобновить спектакль предпринимали в разное время Леонид Мясин и Морис Бежар на Западе. В СССР в 1965 году свою версию балета создали Наталья Касаткина и Владимир Василёв, несколько переиначив сюжет и введя новые партии героев. Ещё одну, ни на что не похожую «Весну священную» предъявила миру в декабре 1975-го немецкий хореограф Пина Бауш. Стоит заметить, что первоначальные материалы к балету, так же, как и оставшиеся очевидцы подготовки и исполнения самых первых 4-х спектаклей в Театре Елисейских полей, были разбросаны по всему миру. Поэтому за «Весной священной» закрепилась репутация партитуры, которая практически не поддается реализации в сценографии Рериха и хореографии Нижинского. Лишь спустя 70 лет американскому хореографу Миллисент Ходсон и искусствоведу-англичанину Кеннету Арчеру удалось разыскать материалы, где был подробно описан постановочный процесс танцев на музыку Стравинского. Миллисент Ходсон вспоминала: «Я отправилась в Музей Рериха в Нью-Йорке посоветоваться, к кому можно обратиться за помощью в поиске материалов по Рериху. Меня направили к некоему Кеннету Арчеру в Лондон. Поначалу в Лондоне мне было не до него, но, когда мы встретились, мы поняли, что должны посетить все места в мире, связанные с «Весной»: Англию, Францию, Советский Союз – Ленинград, Москву». «Мы были в Нью-Йорке и Вашингтоне, а также в таких специальных местах, как университет в Техасе, – добавил Кеннет Арчер, – где нашли костюмы 1913 года с нашивками, на которых значилось, что они изготовлены в 1913 году в Санкт-Петербурге». (Из интервью Павлу Гершензону, май 2003 года). В 1982, через полгода после знакомства Ходсон и Арчер поженились, что стало залогом успеха в поиске материалов к забытому балету.
Во многом помог клавир, принадлежавший ассистентке Нижинского, Мари Рамбер, который то исчезал, то появлялся несколько раз.
В конце 1913 года, понимая, что Нижинский уйдет из труппы Дягилева, Рамбер тоже покидает «Русские балеты» и переезжает в Лондон. Позже Рамбер напишет Стравинскому письмо с просьбой выслать ей клавир «Весны» (четырехручное переложение для фортепиано), чтобы записать все ремарки, которые она помнила с репетиций.
Она внесла эти ремарки под соответствующими тактами, а потом отложила все это до лучших времен. В 1967 году любопытство некоторых друзей сподвигло её на то, чтобы продать этот материал на аукционе Сотбис, предусмотрительно сделав копию. Правда, к тому времени, когда за копией клавира пришли Ходсон с Арчером, та уже была потеряна, как объясняла сама забывчивая старушка, где-то на просторах ее дома викторианской эпохи в Campden Hill Gardens. В 1982 году, после смерти Рамбер, её архивариус Джейн Причард нашла эту копию клавира в шкафу в спальне Рамбер и предоставила её Ходсон для завершения реконструкции. Детально стала выявляться взаимосвязь движений и музыки в «Весне священной», отражённая в записях Рамбер, Стравинского, и сестры Нижинского Брониславы. Вербальные свидетельства, как рассказывала сама Миллисент Ходсон, мы старались скоординировать такт за тактом с визуальными свидетельствами, оставшимися с того времени.
Помогли также хранившиеся в Англии рисунки Валентины Гросс, сделанные художницей во время четырех премьерных представлений «Весны» в парижском Театре Елисейских Полей. Четыре вечера подряд, в темноте зрительного зала, по ходу спектакля она делала эскизные наброски происходящего на сцене.
Итогом многолетних усилий наших следопытов стала премьера реконструкции балета «Весна священная» версии 1913 года балетной труппой Джоффри Балет в Лос-Анджелесе в 1987 году.
В Мариинском театре этот балет был поставлен по мотивам реконструкции в 2003.
К 100-летию легендарного балета Музей-институт семьи Рерихов провел большую выставку «“Весна священная”. Возвращение», на которую передали некоторые материалы и Ходсон с Арчером. На встрече в музее Миллисент Ходсон рассказала, что в реконструкции хореографии ей очень помогли эскизы костюмов Н. К. Рериха, которые своими формами задавали определенную пластику движений, определяли художественную логику танца.