Гагаузский театр имени Диониса Танасоглу стал лауреатом ежегодной Национальной театральной премии Союза театральных деятелей Молдовы (UNITEM). Стоит отметить, что «GALA PREMIILOR UNITEM2023» — важнейшее театральное событие года в Республике Молдова.
Примечательно, что в этом году театр был удостоен четырех наград:
- Премии Сената Союза театральных деятелей Молдовы за оригинальность спектакля «Uzieyälet. Sondüüş» (режиссер - Анатолий Радулов/ драматург - Михаил Резунец).
- Лучшее музыкальное оформление спектакля «Uzieyälet. Sondüüş» (композитор - Константин Душку).
-Премия Диониса Танасоглу — директор Гагаузского национального театра Михаил Константинов.
- Премия Н.С.Аронецкой — режиссер Денис Бабурин.
Михаил Константинов о проблемах и перспективах гагаузского театра
Директор Гагаузского национального театра имени Диониса Танасоглу Михаил Константинов рассказал о том, что театр ежегодно подает заявки на участие в этом конкурсе, представляя премьерные спектакли.
- Сначала к нам приезжает комиссия и оценивает уровень заявленной работы, если спектакль на профессиональном уровне – тогда его выставляют на номинацию, которых много. Это и лучшая режиссерская работа, и драматургия, и лучшая мужская или женская роль и так далее. В прошлом году мы победили в трех номинациях, в этом году уже в четырех. В этом году свои работы представили все театры страны, как большие, так и малые, как частные, так и государственные.
- Как Вы можете оценить уровень подготовки нашего гагаузского театра в сравнении с другими, действующими на территории страны?
- К примеру, в прошлом году наш спектакль «Страна слепых» стал одним из лучших спектаклей года, то есть, одним из лучших из всех, что были представлены в этом конкурсе. Точнее, лучшими стали работы театра имени Еминеску и нашего, гагаузского. Мы разделили эту награду. На сегодняшний день мы готовимся к участию в Международном театральном фестивале в Турции, в городе Денизли, событие пройдет со 2 по 9 июня. Там мы представим спектакль “Uzieyälet”. Мы выступаем на одной площадке с театрами тюркоязычного мира, которые имеют столетнюю историю. И мы, хочу сказать, по профессионализму не отстаем от них. Но для того, чтобы быть на должном уровне, мы всегда работаем и совершенствуемся, приглашаем профессиональных хореографов, особенно, когда работаем с такими сценами, где представлено боевое искусство или постановка связана с какими-либо другими историческими моментами. К примеру, в «Uzieyälet» мы показываем битвы эпохи X-XII веков, там есть сцены борьбы на мечах и саблях.
Стоит отметить, что спектакль создан по сюжету романа Деониса Тонасоглу «Узун Керван». Мы взяли за основу постановки именно ту часть книги, где рассказывается о том, что на Балканах образовалось новое государство «Uzieyälet». Возглавил его лидер Араслан бей. Он был для этого государства, как Штефан чел Маре для Молдовы. Драматургией занимался наш режиссер и актер Михаил Резунец, режиссер – Анатолий Радулов. Сейчас работаем над новой постановкой - «Женитьба. Наше время» по пьесе Гоголя «Женитьба». Для этого мы пригласили режиссера из Кишинева, заслуженного артиста Молдовы Дмитрия Коева.
- Ваш коллектив достаточно устоявшийся, вы работаете вместе долгие годы. А есть в труппе новые актеры?
- В нашем театре 15 актеров, включая директора, художественного руководителя, режиссера. Мы все выходим на сцену. Большая часть из нас работает здесь уже многие годы. Но есть и те, кто к нам присоединился недавно. Двое из них, с большим актерским опытом, актеры Комратского театра. Речь идет о Михаиле Резунце, который, помимо актерской деятельности, смог раскрыть себя еще и как драматург, а Денис Бабурин занимается режиссурой. Он ставил для нас спектакль «Страна слепых». Михаил и Денис работают с нами с 2020 года. Помимо этого, к нам присоединились молодые актеры из села Бешалма – Андрей Раджетов и его жена Полина. Андрей окончил в России театральную студию, а Полина - колледж по специальности вокал, у нее есть и актерские способности.
- Есть ли возможность открыть при театре актерскую студию для детей?
- Это возможно будет, только когда у нас будут соответствующие условия для работы, когда нашим юным талантам будет куда приходить и где обучаться. А у нас, надо сказать, много талантливых детей. Чтобы вы понимали, на сегодняшний день мы работаем в 182 квадратных метрах, у нас нет своей сцены, нет соответствующей материально-технической базы, нет своего здания. У нас нет театра, есть только Дом культуры. Но зрительское восприятие начинается с вида здания, начинается с порога. Нам нужен свой театральный дом, где будет все необходимое для работы и профессионального роста. Мы говорим об этом все 25 лет, но, к сожалению, до сих пор ничего не изменилось.
Я понимаю: в регионе есть много других проблем, но театр - это культурное лицо нашей Гагаузии. Если ситуация и в будущем не изменится, перспективы театра окажутся ниже нуля, и не знаю, сможем ли мы сохранить даже тот уровень, который нам удалось достичь за все эти годы.
Художественный руководитель МИХАИЛ ГАГАУЗ - о своей работе и театре
Михаил Гагауз работает в Гагаузском национальном театре им. Д. Танасоглу с 2001 года, после того, как окончил Комратский государственный университет, факультет культуры и искусства. Долгое время работал в качестве администратора, через какое-то время получил должность художественного руководителя. В этот период уезжал за границу, где служил в Государственном академическом Малом театре России, работая с самыми именитыми актерами и режиссерами.
- Михаил, расскажите о Вашей деятельности в театре, чем конкретно Вы занимаетесь?
- Моя задача – художественная постановочная часть. Я контролирую процесс и занимаюсь подготовительной работой, слежу за тем, чтобы все актеры находились на местах, слежу за звуком и светом. Кроме того, раздаю подборку материалов, приглашения и т.д., занимаюсь процессом участия в «Galа Premiilor». Также я представляю Гагаузский национальный театр в театральном Сенате.
- С кем театр чаще всего сотрудничает?
- С Приднестровским театром драмы и комедии им. Н.С.Аронецкой. В частности, с Дмитрием Шамильевичем Ахмадиевым, он является главным режиссером Приднестровского театра, его мы приглашаем в качестве режиссера. Также сотрудничаем с хореографом Ольгой Якимченко из Тирасполя. На последней постановке нам очень помог с постановкой боев Семен Вольперт из Тирасполя. Помимо этого, мы приглашаем заслуженных артистов Республики Молдова, таких как Дмитрий Коев из Кишиневского тетра им. Чехова. Ранее приглашали режиссеров из Азербайджана, сотрудничали с американскими коллегами, таким как Нил Флэкман, а также с ныне покойным Валерием Могутенко, он очень поддерживал наш театр.
- Каким образом Вы совершенствуете свое мастерство, где и у кого перенимаете опыт?
- Учимся на ходу, в том числе и благодаря большому объему материала в Сети. Но основной опыт я получил в Государственном академическом Малом театре в Москве. После небольшого перерыва вернулся на родину и по приглашению директора Гагаузского национального театра Михаила Константинова пришел в театр. Так я стал художественным руководителем, но выхожу на сцену также и в качестве актера. Однако совершенству нет предела. Театр продолжается двигаться вперед, в последние годы нам удалось выйти на достаточно хороший уровень, даже несмотря на то, что у нас нет собственного здания, соответствующего освещения на сцене, технических служб и т.д. Мы идем в правильном направлении и не перестаем надеяться на то, что в скором будущем в Гагаузии появится настоящее здание театра.
- Что лично для Вас означает театр?
- Театр – это моя жизнь, я с театром ложусь спать и просыпаюсь. Я все время думаю над тем, как улучшить наши выступления, привнести изюминку. Но скажу, что на сегодняшний день наш театр – единственный, который ставит спектакли на двух языках - на русском и гагаузском. Есть спектакль и на государственном языке. Ведь, к примеру, в Кишиневе есть театры, которые работают либо только на государственном, либо только на русском языке. Сегодня мы готовы работать и ждем предложений. Но самым главным направлением для нас является строительство собственного здания - храма искусства, который не только бы помогал развивать гагаузскую культуру, но внес бы неоценимый вклад в воспитание и становление подрастающего поколения, прививал бы детям чувство прекрасного и любовь к Родине.