Найти тему
Библиотекарь

Безмолвие на небе - теофания в книге Откровение

Сегодня утром мне хотелось бы затронуть одну из богословских тайн книги Откровение. В восьмой главе говорится о безмолвии на небе. Безмолвие связано со снятием седьмой печати и на фоне ярких и драматических событий книги, где постоянно что-то происходит выглядит немного странно. Тишина на небе, явление действительно необычное, и представляет собой очередную проблему для читателя.

И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. (Откр. 8:1)

Если рассматривать это явление в отрыве от библейской истории, то остается обращаться к воображению, искать аналогии и смыслы в повседневной жизни, короче пытаться решить этот вопрос привычными методами. К слову сказать, я неоднократно читал и слышал такую версию, что тишина/безмолвие относится к затишью перед бурей, о которой чуть позже будут трубить семь ангелов. Действительно может показаться, что это так. Но это игра воображения и аналоги из человеческого опыта. Нам кажется, что Небеса взяли перерыв (на полчаса) и вновь готовы обрушиться на головы грешного человечества.

Буквально вчера меня буквально осенило! Я вдруг нашел интересную, и как мне кажется правдоподобную аналогию в библейской истории, когда понятие тишины/безмолвия было связано с появлением Бога. Слово теофания буквально означает "богоявление". Богоявление - тема не такая частая на всем протяжении Текста. Мы можем на пальцах одной руки пересчитать все эпизоды, где Бог являл Себя во всем великолепии, и неоднократно это было связано с природными явлениями, такими как, буря, ветер, огонь, град и прочее. Достаточно вспомнить встречу Бога с израильским народом у подножия горы Синай.

Но тут нечто другое. Тишина и безмолвие.

Во всем библейском тексте есть несколько необычные и непривычные человеку описания/отрывки, где Бог предпочитает приходить не в ветре и буре, но в совершенно иных обстоятельствах и декорациях. Два, самых ярких отрывка в Ветхом Завете наводят на мысль, что Бог предпочитает именно такой способ общения с Творением.

Первый случай описан в 3-главе книги Бытие. Бог приходит в сад в прохладе дня, что в оригинале ВЗ. Смотрите как эта мысль передается в переводе Российского Библейского Общества:

"Повеял ветер — они услышали, как по саду идет ГОСПОДЬ Бог‚ и спрятались за деревьями. (Быт. 3:8)

"Повеял ветер" - явный намек на нечто тихое и приятное, как легкий ветерок в жаркий летний день, омывающий лицо и тело. Ветер шагов Божиих испугал Адама и его жену, они спрятались меж деревьев и были испуганы по другим причинам. Это первый намек на богоявления в таких обстоятельствах.

Второй, и самый удивительный, находится в книгах Царств.

"И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра." (3-Цар.19:11-12)

Именно этот отрывок я прочел вчера утром и именно эти слова запали мне в душу. Конечно, я и раньше знал, и неоднократно читал это место, конечно это всем хорошо знакомая история, связанная с бегством пророка Илии и его встречей с Богом. Кстати, сама встреча и теофания произошло в таких же обстоятельствах и в том же месте, где ранее был Моисей.

Если обращаться к оригинальному тексту, то фраза звучит таким образом: "звук тихого шепота". Некоторые переводчики предлагают такой вариант: "А после пламени — тонкий звук безмолвия».

Интересная картина, не правда ли?

Еще один подобный случай описан в книге Иова;

"Он стал,-- но я не распознал вида его,-- только облик был пред глазами моими; тихое веяние,-- и я слышу голос..." (Иов. 4:16)

В отрывке книги Иова находится одно и то же слово, в той же самой форме, что и в случае с пророком Илией. "Тишина", "шепот" - вот основные смыслы данного существительного (dеmämâн).

Есть еще один текст, где фигурирует слово "demamah" и находится он в книге Псалмов. "Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают."
(Пс. 107:29)

Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод: Бог предпочитает такой способ явления и общения, который подразумевает возможность не пугать и давить, а более похожий на успокоение. Но более всего, эти эпизоды мы в равной степени можем отнести к теофании/богоявлению, которые имеют прямое отношение к остальным случаям, даже в иных обстоятельствах, и при более мощных явлениях, но все это одно - Теофания.

Тишина на небе в книге Откровение в полной мере соответствует такому библейскому подходу. Мы в определенной долей вероятности можем говорить о явлении Божия суда (а далее звуки семи труб говорят о суде) и тем не менее, происходит нечто невероятное - Бог в тиши безмолвия являет Себя и приносит покой.

Жду ваших отзывов и мыслей по поводу данной статьи.

Если желаете поддержать канал в это непростое время, буду очень благодарен. Сбер: 4276 2200 1586 0243