Найти в Дзене
Истории от историка

От Москвы — к России. Покорение Астрахани

Покорение Иваном Грозным Казани имело своим скорым и неминуемым следствием присоединение к Московскому государству и Астрахани.

Астрахань. Фрагмент карты Московии 1562 г. из атласа А.Ортелия. Нидерланды. Конец XVI в.
Астрахань. Фрагмент карты Московии 1562 г. из атласа А.Ортелия. Нидерланды. Конец XVI в.

Астраханское ханство образовалось в низовьях Волги после падения Золотой Орды. Сначала здесь царствовали потомки золотоордынского хана Ахмата, затем Астрахань, как и Казань, попала под влияние крымских ханов. Власть астраханских правителей опиралась также на помощь ногайских князей, которые, однако, не были способны к дружному сопротивлению — они постоянно ссорились и искали покровительства, одни у Москвы, другие у турецкого султана.

Весной 1554 года 30-тысячное русское войско под началом князя Ю.И. Пронского-Шемякина направилось к Астрахани. Город сдался без малейшего сопротивления — его защитники разбежались, едва завидев московские стяги. На астраханский престол по воле Ивана Грозного был возведён лояльный к Москве хан Дербыш, который обязался ежегодно давать русскому царю 40 тысяч алтын и 30 тысяч рыб ценных пород. Русским рыболовам позволено было ловить рыбу от Казани до самого Каспийского моря беспошлинно.

По условиям договора с Москвой, власть хана была пожизненной, но не наследственной: если он умрёт — кого царь московский в государи пожалует, тот и будет.

Однако уже через два года Ивану Грозному дали знать, что Дербыш сложился с крымским ханом и враждебными Москве ногаями. К низовьям Волги немедленно была двинута новая рать — казаки во главе с атаманом Ляпуном Филимоновым, государевы стрельцы и вятское ополчение. В конце сентября 1556 года Дербыш был наголову разбит, утек к Азову и более уже не появлялся.

Астрахань XVII века. Гравюра из книги Яна Стрейса, 1681 г.
Астрахань XVII века. Гравюра из книги Яна Стрейса, 1681 г.

Астрахань окончательно подпала под власть Москвы. Из Астраханского кремля стрелецкий голова мог наблюдать за ногаями, которые просили только позволения кочевать под Астраханью, ловить рыбу в Волге и торговать беспрепятственно.

С этих пор Иван Грозный присоединил к своему прежнему титулу царя и великого князя всея Руси и Казанского царства ещё и титул царя Астраханского.

Благословенно воинство Царя Небесного (Церковь воинствующая), 1550-е гг. Икона находилась в киоте возле Царского места в Успенском соборе. 
Благословенно воинство Царя Небесного (Церковь воинствующая), 1550-е гг. Икона находилась в киоте возле Царского места в Успенском соборе. 

Впервые в своей истории Россия приобрела мусульманских подданных. И они неплохо уживались под одной крышей.
Московское государство, претендовавшее на роль единственного представителя и защитника вселенского православия, тем не менее, никогда не замыкалось в узких национально-религиозных рамках. С конца XV века московский престол окружало огромное количество инородцев — в основном литовцев и татар. Историки подсчитали, что среди девятисот наиболее древних дворянских родов России, великорусы составляют всего одну треть, между тем как 300 фамилий являются выходцами из Литвы, а другие 300 — из татарских земель.

При Грозном количество последних резко возросло и исчислялось уже не сотнями, а тысячами. Кроме казанских и астраханских «царей» и «царевичей» (то есть ханов и их сыновей), к московскому государю перешло множество мурз, уланов, беков, каждый из которых приводил с собой толпу родственников и слуг. Большинство приехавших на Русь татар не держалось ни за свою веру, ни за национальность. За одно-два поколения они русели, становясь Рахманиновыми, Юсуповыми, Ахматовыми и т. д.

С выходом России к устью Волги в Москву зачастили также ногайские, черкесские, кабардинские, адыгейские и прочие северокавказские князьки и мурзы. Многие из них оседали на русских землях, подобно своим казанским собратьям. Кстати, этому способствовало и то, что Иван Грозный женился вторым браком на черкесской княжне Кученей, получившей после крещения имя Мария. Обычно князья и сопровождавшие их дружины селились между Арбатской и Никитинской улицами — о чём до сих пор напоминают Большой и Малый Черкасские переулки. 

Москва казалась западноевропейцам азиатским городом не только по своей необычной архитектуре и застройке, но и по количеству проживавших в ней мусульман. Один английский путешественник, посетивший Москву в 1557 году и приглашённый на царский пир, отметил, что за первым столом сидел сам царь с сыновьями и казанскими царями, за вторым — митрополит Макарий с православным духовенством, а третий стол был целиком отведён черкесским князьям. Кроме того, в других палатах пировало ещё две тысячи знатных татар!

На государевой службе им было отведено не последнее место. Например, казанские цари и царевичи не раз предводительствовали русскими ратями в Ливонскую войну. И кстати, не было случая, чтобы татары на русской службе изменили московскому царю.

Для проявления душевной щедрости

Сбербанк 2202 2002 9654 1939

Мои книги на ЛитРес

https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/

Вышла в свет моя новая книга "Суворов". Буду рад новым читателям!

Последняя война Российской империи (описание и заказ)

Заказы принимаю на мой мейл cer6042@yandex.ru

-4

ВКонтакте https://vk.com/id301377172

Мой телеграм-канал Истории от историка.