Найти тему
Рязанский кремль

Легендарный посох Пересвета. Какую тайну скрывал музейный артефакт?

В исторической экспозиции Рязанского музея-заповедника, в зале, посвященном двум битвам, положившим начало концу татаро-монгольского ига, - Вожской и Куликовской – в отдельной витрине выставлен интересный экспонат. Это дорожный костыль, сделанный из яблоневой поросли высотой 142 см. До недавнего времени он экспонировался под этикеткой «Посох Пересвета». Согласно документации, артефакт поступил в коллекцию музея сто лет назад из закрытого Дмитриева монастыря в Скопинском уезде.

На экскурсии посетителям рассказывали легенду: с этим посохом в 1380 году инок Троице-Сергиевского монастыря Александр Пересвет по благословению преподобного Сергия Радонежского отправился на Куликово поле. Перед битвой Пересвет молился в келье отшельника и, возможно, предчувствуя грядущую смерть в бою, оставил в келье свой дорожный посох.

П.В. Рыженко "Победа Пересвета"
П.В. Рыженко "Победа Пересвета"

Из «Сказания о Мамаевом побоище» мы знаем, что перед началом Куликовской битвы Пересвет участвовал в традиционном поединке богатырей, в котором со стороны Мамая ему противостоял воин Челубей: «И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались».

В.М. Васнецов "Единоборство Пересвета с Челубеем"
В.М. Васнецов "Единоборство Пересвета с Челубеем"

А что же посох? Со временем на месте монашеской кельи, где молился Пересвет, был основан мужской Дмитриевский монастырь (самое раннее упоминание о нем – 1676 г.). Реликвия времен Куликовской битвы хранилась там до XX века и привлекала многочисленных поломников. В 1924 г. монастырь был закрыт. В те непростые для России годы, зачастую, единственными людьми, ратовавшими за спасение предметов церковной старины, были музейные работники, понимавшие ценность наследия православной культуры и важность сохранения его для потомков. Степан Дмитриевич Яхонтов, возглавлявший рязанский музей в те годы, поручил представителю музея К.Н. Быстрозорову спасти посох из монастыря и препроводить его в музей. Несмотря на свирепствовавший в уезде тиф, поручение было выполнено.

Посох из Дмитриевского монастыря
Посох из Дмитриевского монастыря

В советское время посох выставлялся в музее как «экспонат с легендой» без точной датировки. Сомнения по поводу принадлежности данного посоха Александру Пересвету высказывались неоднократно. В 2010 г., в год празднования 630-летия Куликовской битвы, музей-заповедник принял решение направить образец древесины посоха на радиоуглеродный анализ, который провела Лаборатория ридиометрической датировки и изотопных исследований им. Лейбница Кильского христианского университета.

Изъятие фрагмента для дендрохронологического анализа
Изъятие фрагмента для дендрохронологического анализа

Официальное экспертное заключение, пришедшее из Германии, гласило: древесина, из которой изготовлен «посох Пересвета», относится к периоду 1735 – 1805 гг. Так легенда о посохе монаха-богатыря оказалась развенчана. Скорее всего, этот дорожный костыль был сделан как «реликвия» для привлечения паломников в обитель.

Тем не менее, посох не теряет значимости в качестве объекта музейного показа. Это единственный в Рязанской области и один из немногих в нашей стране образцов дорожных посохов XVIII – начала XIX вв. – артефактов такого широко распространенного на русской земле явления как странничество. Начиная со средневековья, у русских людей установился обычай за поиском истины пускаться в «путь-дорогу». Странники ходили с посохами (дорожными костылями), на которые можно было опереться при ходьбе, зацепиться при подъеме в гору. На Руси считалось грехом отказать страннику в ночлеге, пище и чарке вина. Отсюда родилось знаменитое выражение «на посошок»: страннику на посох ставили заздравную чарку вина, чтобы путь был удачным.