Государственная Дума в финальном чтении приняла закон, согласно которому у киберпреступников будут изымать имущество, полученное в ходе противоправных действий. Поправки вносятся в Уголовный кодекс РФ.
Анна Швецова
© ComNews
01.06.2023
В пояснительной записке к законопроекту авторы ссылаются на статистику Министерства внутренних дел, согласно которой каждое четвертое преступление совершается при помощи ИКТ или в сфере компьютерной информации. Антон Немкин, член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, приводит данные, что в России за первые четыре месяца 2023 г. зарегистрировано более 200 тыс. киберпреступлений, а ущерб от подобных правонарушений составляет миллионы рублей. Поэтому в третьем чтении приняты новые поправки в ст.104.1 Уголовного кодекса РФ (конфискация имущества) и ст.272 Уголовного кодекса РФ (неправомерный доступ к компьютерной информации).
Теперь к имуществу, которое подлежит конфискации, относится то, что получено в результате киберпреступлений - нарушений по ст.273 "Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ", ст.274 "Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации", ст.274.1 "Неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру РФ". Кроме того, нелегально нажитое имущество может быть отобрано за неправомерный доступ к компьютерной информации, если это привело к значительному ущербу, совершено группой лиц в сговоре или при использовании служебного положения, а также если преступление повлекло за собой серьезные последствия или создало угрозу.
В настоящее время конфискация имущества в России возможна только за определенные преступления, такие как убийство с отягчающими обстоятельствами, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью с отягчающими обстоятельствами, изготовление и сбыт поддельных денег, теракт, хищение или вымогательство наркотиков, госизмена и др. Антон Немкин считает, что на практике киберпреступники могут нанести не менее серьезный вред в некоторых случаях. К примеру, похить базу данных ведомства или объекта критической инфраструктуры.