Найти тему
Футбольный куб

Как вырастить из ребенка звезду футбола? Отвечает экс-игрок «Зенита»

Евгений Черенков / Личный архив
Евгений Черенков / Личный архив

С чего начать, куда отправить, во сколько лет отдать в интернат и что делать в сложных ситуациях? Интервью с основателем онлайн-школы футбола и спортивной психологии.

Евгений Серенков – воспитанник академии «Зенита». Он был капитаном юношеской команды сине-бело-голубых, тренировался с основой, в которой играли Халк, Аршавин, Денисов, Витсель и другие звезды. Сейчас Евгений – руководитель и основатель онлайн-школы футбола и спортивной психологии для маленьких футболистов. Он помогает ребятишкам по всему миру улучшить технику, физику, поднатореть в тактике, дает консультации родителям. Из-под его крыла вышло огромное количество учеников. Многие, в том числе и с его помощью, попали в академии российских топ-клубов. Мы задали Евгению самые насущные вопросы, которые терзают родителей будущих чемпионов:

  • Расскажите как сейчас обстоят дела в регионах с детским футболом?

Тут многое зависит от региона. Например, в Краснодарском крае все хорошо – там и замечательный ФК «Краснодар» со со своей в хорошем смысле слова пропагандой, множество филиалов академии, отличные климатические условия. Там можно практически круглый год заниматься на улице. У детей больше возможностей заниматься футболом, просто выйдя на улицу. Поэтому в южных регионах дети просто техничнее. Так было даже во времена СССР. У них мяч в ногах больше находится, чем у футболистов с севера России. В условной Сибири ты восемь месяцев в году не можешь заниматься на улице – приходится делать это либо в зале, либо в манеже. Это сильно ограничивает.

Если говорить в целом про футбол, исключая Москву, Санкт-Петербург и Краснодар, то, конечно же, ситуация плачевная – мало условий для нормальных занятий футболом. Просто манежей не хватает. Но 20-30 лет назад тоже не было манежей, а футболистов было больше. Сейчас в нашу жизнь пришли гаджеты, другие развлечения для детей. Футбол, который в России сейчас и так близок ко дну, стал еще менее привлекателен для детей хотя бы в качестве развлечения. Много факторов.

Самая главная проблема – очень слабый уровень тренерских кадров, если обобщать всю страну. 5% тренеров – качественные, которые хотят, горят, развивают детей, справедливо к ним относятся. 95% тренеров преследуют какие-то свои цели. Они не имеют гибкого мозга, не умеют подстраиваться под детей, не имеют к ним подхода. Они даже не понимают, что работу им дают эти самые дети. Не было бы маленьких футболистов, у них не было бы работы. Я каждую неделю сталкиваюсь с ситуацией, когда тренеры уничтожают у детей желание заниматься футболом, когда футбол становится какой-то войной. Именно поэтому из детей, которые в 7 лет приходят на футбол, к 12-ти годам в лучшем случае остается только половина. У детей отбивают желание. Если в больших городах, столкнувшись с неадекватом, ты можешь сменить школу, то в маленьких городах зачастую просто нет выбора – они уходят из футбола. К сожалению, с этим мы поделать ничего не можем. Это не в наших полномочиях.

Евгений Серенков / Личный архив
Евгений Серенков / Личный архив

Есть и родительская проблема, которая была всегда. Родители пытаются реализовать свои несбывшиеся мечты в ребенке, создавая на него огромное давление. Это легко исправить при правильном подходе. Это мы делаем в нашей онлайн-школе футбола и спортивной психологии. У нас спортивный психолог рассказывает родителям, как правильно себя вести с детьми. Родители прислушиваются, в отличие от тренеров, которым иногда кажется, это вообще неинтересно – развивать спортсмена, развивать личность. Так что, основной провал – в тренерских кадрах.

  • Расскажите, что делать родителям, если в их месте проживания нет нормального тренера или команды?

Это очень распространено. В таком случае многие родители начинают искать репетиторов, тренеров на стороне. Если об этом узнает тренер в команде он, конечно, начинает ревновать. Часто такой тренер начинает вставлять палки в колеса ребенку. Я сам с таким сталкивался, когда был в команде из Туапсе 12-летним мальчишкой.

В подобных ситуациях родители часто ищут персонального тренера. Если такого тренера в городе нет, родители начинают смотреть YouTube, искать развитие в интернете. Наша онлайн-школа футбола и спортивной психологии – одна из альтернатив. С каждым потоком мы выпускаем все больше и больше юных футболистов, которые становятся гораздо увереннее в себе, техничнее, сильнее физически, более подготовлены тактически. Дети часто узнают и учатся за несколько уроков у нас большему, чем за несколько лет в своей команде. Мы работаем индивидуально.

Есть и сборы оффлайн. Но тут есть и минусы. Это очень затратно – переезды, проживание, пропитание… Кроме того, такие сборы краткосрочны. Ребенок пробудет на сборах ну максимум месяц. А все остальное время как он будет развиваться? В развитии важны постоянство и система. Без постоянного развития велик со временем скатиться назад.

Евгений Черенков / Личный архив
Евгений Черенков / Личный архив
  • Во сколько лет можно переезжать в крупный город, чтобы ребенок мог заниматься в академии и как понять, что ребенок готов к новому вызову?

Начну с конца. Если ребенок на голову перерос сверстников в команде, если тренер в этой команде уже не может дать ему ничего нового, то стоит задуматься над тем, чтобы попробовать себя в другой команде. В такой ситуации ребенок начинает вариться в собственном соку – не развивается, а стагнирует. Если в городе другой команды нет, стоит задуматься о какой-нибудь топ-академии. Все остальное будет зависеть от просмотра и решения родителей. Если ребенка зачисляют, это может быть либо интернат, либо переезд с родителями в другой город. В сильных академиях будет больше конкуренция – ребенок там будет развиваться дальше. Универсального возраста для переезда нет – тут все индивидуально.

Но я заметил одну закономерность – чем раньше ребенок попадает в топовую академию, тем у него меньше шансов остаться там до выпуска. Для себя я это объясняю так… В топ-академии у ребенка есть все – хорошие тренеры, инфраструктура, отличные поля, но… Там он – один из всех. Есть, конечно, лидеры, но их немного. Остальные – серая масса. В таких условиях дети вынуждены играть в академический футбол – классическое «принял-отдал-открылся». У них не развиваются индивидуальные качества просто из-за того, что при высокой конкуренции в раннем возрасте, ребенок не может взять и, скажем, обвести всю команду. Это может усугубляться еще и тем, что тренер в этой академии не развивает индивидуальные качества.

Для наглядности – обратный пример. В маленьком городе, в слабой команде есть очень сильный мальчик. Он тащит команду на себе, параллельно развивая свои лидерские качества. Он берет на себя ответственность, много обыгрывает. Его техника становится уникальной, дворовой. Такие детки, жадные до мяча, готовые работать под стрессом ответственности, лет в 12-13 едут в топ-академии и просто вытесняют ребят, которые были той самой серой массой, играя в одно-два касания. Они просто индивидуально сильнее: техничнее, смелее, креативнее, увереннее в себе. Чем старше хороший футболист-лидер становится, тем больше вероятность, что он переедет в академию и вытеснит мальчиков, росших в тепличных условиях. Я это часто наблюдаю. Есть и обратные истории, с ранним переездом, но таких уникумов – меньшинство.

  • Часто ребенок настоящая звезда в своем городе, но приехав в академию сдувается, в чем дело?

Часто бывает так, что родители не всегда адекватно оценивают уровень своего ребенка. Даже если он звезда в своем городе, на фоне уровня топ-академий он будет играть совершенно по-другому. В топ-академии он может оказаться просто слабее остальных, особенно, если родители не видели его способности на фоне сильных команд.

Но бывают и другие ситуации, когда ребенок по техническим, физическим качествам не уступает ребятам из топ-академий, но все равно выглядит проигрышно. Это может происходить из-за психологических причин: слишком чувствительный, мнительный. Или ребенок может просто перегореть, если на него слишком сильно давят родители с важностью этого просмотра. Многие впечатлительные дети, коих большинство, просто не справляются с давлением. Такие дети часто ведут себя зажато, не проявляют активности, не берут на себя игру. Их точно не возьмут, потому что в топ-академии берут ребят, которые на голову сильнее тех, что уже есть. Так что, многое зависит и от родителей. Мы в онлайн-школе этим тоже занимаемся.

Евгений Серенков с учениками / Личный архив
Евгений Серенков с учениками / Личный архив
  • Во сколько лет можно отправлять ребенка одного в интернат?

По законодательству, если я не ошибаюсь, можно отправлять с 12-ти лет. Если не по законодательству, то универсального ответа на этот вопрос не существует. Все зависит от ребенка, от качеств, которые в него вложили родители. Если он безбашенный, то это скорее всего будет катастрофа. Ребенок там просто потеряется или голову ему снесет. Таким примеров я сам видел много.

Если у ребенка есть свое мнение, он может постоять за себя, он уверен в себе, силен физически, ему будет проще адаптироваться. Любой интернат с мужским коллективом – это определенная школа жизни. Если ты слаб ментально, ты сломаешься. Кто-то будет по маме скучать. Над кем-то будут издеваться, потому что он не может ответить. Если это слабо регулируется воспитателями в интернате, то приводит к печальным последствиям.

Если возвращаться к возрасту, то разницы большой нет – в 12 лет или в 16 лет. Вопрос в том, возьмут ли вас туда. Если выпадает шанс – лучше ехать. Второго может и не представится.

  • Как ребенку из маленького города обратить на себя внимание академии?

Сейчас есть огромное количество способов попасть в топ академию. Но если ребенок в большом порядке, если он прямо бриллиант, то его заметят даже во дворе, если увидят. Здесь просто важно показать.

Сделать это можно, начиная со сборов, которые организуют академии. Туда приезжает очень много детишек среднего уровня. если ты топ, приедешь туда и начнешь всех возить, то на тебя обратят внимание и зачислят, если ты подойдешь. Есть разные проекты по типу My Tryout, где дети съезжаются в одно место, куда приходят скауты и отсматривают. Мы в онлайн-школе футбола и спортивной психологии сами связываемся со знакомыми скаутами и пытаемся организовать просмотр. Я этим сам прямо горю. В наше время очень легко своего ребенка продвигать и показывать. Главное – желание и устремленность. Не стоит просто сидеть и ждать, что к вам в город кто-то приедет. Вероятность невысока.

Еще один хороший способ – ведение социальных сетей ребенка: нарезать лучшие моменты из игр, выкладывать их в соцсети, чтобы на него так обратили внимание. Можно просить репостнуть в футбольных пабликах, слать эти видео на электронную почту. Я много раз помогал куда-то попасть мальчишкам, не только своим воспитанникам, а просто мальчикам, которых увидел в соцсетях. Так мальчик из Белоруссии попал в академию «Зенита»: я послал видео, через час папа мальчика уже общался со скаутами, а через месяц мальчика приняли в академию на сессионное обучение. Он не был моим учеником, и я с ним не был знаком раньше. Все реально.