- В широкий прокат вышел долгожданный документальный фильм "Боже! Чувствую приближение твоё!", снятый по сценарию народного артиста России, известного актёра и режиссёра Николая Бурляева, сыгравшего главные роли в знаменитых фильмах Андрея Тарковского «Иваново детство» и «Андрей Рублёв».
- Сейчас сугубо документальная картина буквально нарасхват: её показывают в кинотеатрах свыше пятидесяти регионов России. Как отметил Николай Петрович, к фильму "Боже! Чувствую приближение твоё!" он шёл целых 62 года - с тех пор, как, будучи 14-летним подростком, увидел 28-летнего режиссёра на съёмках «Иванова детства».
- В честь 90-летия Тарковского
В широкий прокат вышел долгожданный документальный фильм "Боже! Чувствую приближение твоё!", снятый по сценарию народного артиста России, известного актёра и режиссёра Николая Бурляева, сыгравшего главные роли в знаменитых фильмах Андрея Тарковского «Иваново детство» и «Андрей Рублёв».
Сейчас сугубо документальная картина буквально нарасхват: её показывают в кинотеатрах свыше пятидесяти регионов России. Как отметил Николай Петрович, к фильму "Боже! Чувствую приближение твоё!" он шёл целых 62 года - с тех пор, как, будучи 14-летним подростком, увидел 28-летнего режиссёра на съёмках «Иванова детства».
В честь 90-летия Тарковского
Название "Боже! Чувствую приближение твоё!" – это строчка из последней дневниковой записи всемирно известного киномастера. Основой сюжета стали его исповедальные дневники, а также записи самого Николая Бурляева, который не только написал сценарий, но и выступил одним из режиссеров документального фильма - наряду с Дмитрием Чернецовым.
Картина посвящена 90-летию со дня рождения Андрея Тарковского (1932-1986). Впервые она была представлена для друзей и коллег в Центральном доме кинематографистов еще 4 декабря прошлого года.
Николай Бурляев тогда презентовал и свою книгу о Тарковском «Боже!.. Чувствую руку Твою на затылке моём».
Как отмечал автор, в «книге собраны мысли тех, кто знал и любил своего друга и соратника». Декабрьский московском показ прошел при полном аншлаге.
Тогда как официальная премьера для широкой публики состоялась уже в кинотеатре «Октябрь» на Новом Арбате, который называют главным кинозалом России.
Прибыло немало именитых персон, в том числе вторая жена Николая Бурляева - знаменитая актриса Наталья Бондарчук, сыгравшая главную роль в картине Андрея Тарковского «Солярис».
Примечательно, что музыку к фильму «Боже! Чувствую приближение твоё!» написал ее совместный сын с Николаем Бурляевым - композитор Иван Бурляев, выпускник Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.
Он — автор музыки к огромному количеству российских фильмов и спектаклей. Кроме того, Иван Бурляев тоже не раз снимался в кино, в том числе в «Лермонтове» (1986), режиссерском дебюте своего отца.
Прокат идёт с трудом
- Николай Петрович, в своем первом фильме «Лермонтов» вы сами сыграли поэта, а ваш сын Иван воплотил его образ в детские годы. Почему сейчас вы решили заняться документальным кино?
- Скажу вам честно: я и не думал заниматься документалистикой. Всегда считал, что это как-то несерьезно, не так высоко. Я ведь учился во ВГИКе. Причем учился снимать именно художественные картины.
Откровенно говоря, мы, режиссеры игрового кино, относились к документалистике с каким-то пренебрежением. Все это так далеко от настоящего искусства. Но теперь-то я понимаю, как ошибался! Ведь все познается в сравнении.
Увы, не секрет, что сейчас выпускается масса совершенно пустых художественных фильмов. Их просто невозможно смотреть. О чем говорят печальные цифры кинопроката. Разве что зайти в кинотеатр, чтобы попкорна поесть.
С другой стороны, мы видим, что хорошее документальное кино может быть гораздо интереснее и зрелищнее, чем художественное. Вот такой удивительный парадокс.
- Что же случилось с кино?
- А случилось предательство. Да, наш кинематограф предал настоящее искусство. Это случилось не вчера и даже не позавчера, а еще 30 лет тому назад. Все началось в так называемые перестроечные годы.
- Кто виноват?
- Государство! Потому что это произошло с его попустительства. Еще в 1993 году Борис Ельцин запретил регулировать культурные вопросы. В общем, пусть эти мастера искусств воплощают в жизнь любые хотелки.
Потому что творцы имеют право создавать, что бы они сами не пожелали. А задача государства только одна: их финансировать. То есть давать деньги, но при этом ни о чем не спрашивать. В итоге мы имеем то, что имеем.
Государство не дало ни копейки
- Многие удивляются, что в широкий прокат ваш новый фильм вышел только сейчас, хотя юбилей Тарковского отмечали в прошлом году...
- Приходится пробиваться к зрителю, на что нужно немало сил. Я вам скажу прямо: когда я пришел наверх с идеей фильма, нас послали куда подальше. Мы не получили ни копейки. В общем, никакой господдержки не дали. Разве это не странно?
Ведь речь идет о юбилее Тарковского! Фильм снимает его ученик, соратник, друг... И тогда мы все взяли на себя. Я имею в виду и своего напарника - замечательного сорежиссера Дмитрия Чернецова.
Отмечу, что он учился у одного из лучших в мире операторов Вадима Юсова, который снял четыре фильма Андрея Арсеньевича - «Каток и скрипка», «Иваново детство», «Андрей Рублев» и «Солярис». Дмитрий тоже обожает Тарковского. Так что тут все сошлось: мы вместе хотели исполнить песню любви к выдающемуся мастеру.
- Не секрет, что часто автобиографическое картины родные и близкие воспринимают в штыки.
- Прежде чем показать фильм публике, мы отправили его родственникам. И сестре Марине Арсеньевне, и его первой жене Ирине (она играла мою маму в «Иванове детстве» и дурочку в «Андрее Рублеве»).
Отправили фильм даже переводчице Андрея Арсеньевича в Лондон. Лейла Александер-Гарретт был с ним последние годы. Она написала прекрасную книгу о Тарковском.
Хотелось узнать и ее мнение. Как и мнение сына — Андрея Тарковского-младшего, который живет в Италии. Конечно, у каждого из них — свой Тарковский. Как и у нас, создателей фильма.
«Я не знала, что так хорошо получится», - сказала Марина Арсеньевна. Потом мне позвонили и другие родственники. По интонациям я понял, что у нас получилось. Мы с облегчением вздохнули.
До сих пор вспоминаю премьеру в огромнейшем кинотеатре «Октябрь». Обычно на этой главной киноплощадке Москве представляют все знаковые фильмы. Красная дорожка, медийные персоны...
А тут мы со своим документальным кино. Но зал был полон. Пришло полторы тысячи человек. Я был очень удивлен. Ведь фильм не художественный.
В зале было много достойных людей. Народный артист России Валерий Баринов вспомнил, как мы вместе с Андреем Тарковским приезжали еще в Ленинград на премьеру фильма «Андрей Рублев».
«У меня тогда было одно чувство — только бы фильм не кончался», - сказал Валерий Баринов. По его словам, такое же чувство у него было и во время просмотра нашего фильма. Такие слова дорогого стоят.
- Николай Петрович, поздравляем с большой премьерой, желаем новых творческих успехов!
Читайте другие фильмы о кино:
Новый проект Сергея СВЕТЛАКОВА
«Об инопланетянах - ни слова!» - улыбнулась Юлия ПЕРЕСИЛЬД, главная героиня "Вызова"
"Шаляпин": вышел сериал о великом русском басе
Вселенная Кира Булычева: его книги скрывают немало тайн
Анна КИКИНА, единственный женщина-космонавт "Роскосмоса", вернулась на Землю
Андрею Соколову приятно, когда его называют секс-символом
Рига в роли Москвы: как в Латвии снимали российское кино
Агата Муциниеце, Павел Прилучный в Риге: как латышская школа превратилась в московский загс
Русские вороны клевали французов в английском фильме
Как Михаил Ефремов снимался в Риге со своими сыновьями
"Ригу я так и не увидел", - посетовал актёр Театра на Таганке