Найти в Дзене

«Это наша песня любви к Тарковскому!» - говорит Николай БУРЛЯЕВ о новом фильме «Боже! Чувствую приближение твоё!"

В широкий прокат вышел долгожданный документальный фильм "Боже! Чувствую приближение твоё!", снятый по сценарию народного артиста России, известного актёра и режиссёра Николая Бурляева, сыгравшего главные роли в знаменитых фильмах Андрея Тарковского «Иваново детство» и «Андрей Рублёв». Сейчас сугубо документальная картина буквально нарасхват: её показывают в кинотеатрах свыше пятидесяти регионов России. Как отметил Николай Петрович, к фильму "Боже! Чувствую приближение твоё!" он шёл целых 62 года - с тех пор, как, будучи 14-летним подростком, увидел 28-летнего режиссёра на съёмках «Иванова детства». В честь 90-летия Тарковского Название "Боже! Чувствую приближение твоё!" – это строчка из последней дневниковой записи всемирно известного киномастера. Основой сюжета стали его исповедальные дневники, а также записи самого Николая Бурляева, который не только написал сценарий, но и выступил одним из режиссеров документального фильма - наряду с Дмитрием Чернецовым. Картина посвящена 90-лет
Оглавление

В широкий прокат вышел долгожданный документальный фильм "Боже! Чувствую приближение твоё!", снятый по сценарию народного артиста России, известного актёра и режиссёра Николая Бурляева, сыгравшего главные роли в знаменитых фильмах Андрея Тарковского «Иваново детство» и «Андрей Рублёв».

Сейчас сугубо документальная картина буквально нарасхват: её показывают в кинотеатрах свыше пятидесяти регионов России. Как отметил Николай Петрович, к фильму "Боже! Чувствую приближение твоё!" он шёл целых 62 года - с тех пор, как, будучи 14-летним подростком, увидел 28-летнего режиссёра на съёмках «Иванова детства».

На московской премьере. Фото из архива "7 секретов"
На московской премьере. Фото из архива "7 секретов"

В честь 90-летия Тарковского

Название "Боже! Чувствую приближение твоё!" – это строчка из последней дневниковой записи всемирно известного киномастера. Основой сюжета стали его исповедальные дневники, а также записи самого Николая Бурляева, который не только написал сценарий, но и выступил одним из режиссеров документального фильма - наряду с Дмитрием Чернецовым.

Картина посвящена 90-летию со дня рождения Андрея Тарковского (1932-1986). Впервые она была представлена для друзей и коллег в Центральном доме кинематографистов еще 4 декабря прошлого года.

Николай Бурляев тогда презентовал и свою книгу о Тарковском «Боже!.. Чувствую руку Твою на затылке моём».

Как отмечал автор, в «книге собраны мысли тех, кто знал и любил своего друга и соратника». Декабрьский московском показ прошел при полном аншлаге.

Книга Николая Бурляева. Фото из архива "7 секретов"
Книга Николая Бурляева. Фото из архива "7 секретов"

Тогда как официальная премьера для широкой публики состоялась уже в кинотеатре «Октябрь» на Новом Арбате, который называют главным кинозалом России.

Прибыло немало именитых персон, в том числе вторая жена Николая Бурляева - знаменитая актриса Наталья Бондарчук, сыгравшая главную роль в картине Андрея Тарковского «Солярис».

Примечательно, что музыку к фильму «Боже! Чувствую приближение твоё!» написал ее совместный сын с Николаем Бурляевым - композитор Иван Бурляев, выпускник Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

Он — автор музыки к огромному количеству российских фильмов и спектаклей. Кроме того, Иван Бурляев тоже не раз снимался в кино, в том числе в «Лермонтове» (1986), режиссерском дебюте своего отца.

«Иваново детство» (1962): Николай Бурляев  в роли Ивана. Его экранная мама - Ирина Тарковская. Фото из архива "7 секретов"
«Иваново детство» (1962): Николай Бурляев в роли Ивана. Его экранная мама - Ирина Тарковская. Фото из архива "7 секретов"

Прокат идёт с трудом

- Николай Петрович, в своем первом фильме «Лермонтов» вы сами сыграли поэта, а ваш сын Иван воплотил его образ в детские годы. Почему сейчас вы решили заняться документальным кино?

- Скажу вам честно: я и не думал заниматься документалистикой. Всегда считал, что это как-то несерьезно, не так высоко. Я ведь учился во ВГИКе. Причем учился снимать именно художественные картины.

Откровенно говоря, мы, режиссеры игрового кино, относились к документалистике с каким-то пренебрежением. Все это так далеко от настоящего искусства. Но теперь-то я понимаю, как ошибался! Ведь все познается в сравнении.

Увы, не секрет, что сейчас выпускается масса совершенно пустых художественных фильмов. Их просто невозможно смотреть. О чем говорят печальные цифры кинопроката. Разве что зайти в кинотеатр, чтобы попкорна поесть.

С другой стороны, мы видим, что хорошее документальное кино может быть гораздо интереснее и зрелищнее, чем художественное. Вот такой удивительный парадокс.

Кадр из фильма. Фото из архива "7 секретов"
Кадр из фильма. Фото из архива "7 секретов"

- Что же случилось с кино?

- А случилось предательство. Да, наш кинематограф предал настоящее искусство. Это случилось не вчера и даже не позавчера, а еще 30 лет тому назад. Все началось в так называемые перестроечные годы.

- Кто виноват?

- Государство! Потому что это произошло с его попустительства. Еще в 1993 году Борис Ельцин запретил регулировать культурные вопросы. В общем, пусть эти мастера искусств воплощают в жизнь любые хотелки.

Потому что творцы имеют право создавать, что бы они сами не пожелали. А задача государства только одна: их финансировать. То есть давать деньги, но при этом ни о чем не спрашивать. В итоге мы имеем то, что имеем.

На съёмочной площадке «Андрея Рублёва» (1966):  иконописца играет Анатолий Солоницын (слева). В центре - Андрей Тарковский и Бориска (Николай 
Бурляев), сын одного из литейщиков колоколов. Фото из архива "7 секретов"
На съёмочной площадке «Андрея Рублёва» (1966): иконописца играет Анатолий Солоницын (слева). В центре - Андрей Тарковский и Бориска (Николай Бурляев), сын одного из литейщиков колоколов. Фото из архива "7 секретов"

Государство не дало ни копейки

- Многие удивляются, что в широкий прокат ваш новый фильм вышел только сейчас, хотя юбилей Тарковского отмечали в прошлом году...

- Приходится пробиваться к зрителю, на что нужно немало сил. Я вам скажу прямо: когда я пришел наверх с идеей фильма, нас послали куда подальше. Мы не получили ни копейки. В общем, никакой господдержки не дали. Разве это не странно?

Ведь речь идет о юбилее Тарковского! Фильм снимает его ученик, соратник, друг... И тогда мы все взяли на себя. Я имею в виду и своего напарника - замечательного сорежиссера Дмитрия Чернецова.

Отмечу, что он учился у одного из лучших в мире операторов Вадима Юсова, который снял четыре фильма Андрея Арсеньевича - «Каток и скрипка», «Иваново детство», «Андрей Рублев» и «Солярис». Дмитрий тоже обожает Тарковского. Так что тут все сошлось: мы вместе хотели исполнить песню любви к выдающемуся мастеру.

Кадр из фильма «Боже! Чувствую приближение твоё!". Фото из архива "7 секретов"
Кадр из фильма «Боже! Чувствую приближение твоё!". Фото из архива "7 секретов"

- Не секрет, что часто автобиографическое картины родные и близкие воспринимают в штыки.

- Прежде чем показать фильм публике, мы отправили его родственникам. И сестре Марине Арсеньевне, и его первой жене Ирине (она играла мою маму в «Иванове детстве» и дурочку в «Андрее Рублеве»).

Отправили фильм даже переводчице Андрея Арсеньевича в Лондон. Лейла Александер-Гарретт был с ним последние годы. Она написала прекрасную книгу о Тарковском.

Хотелось узнать и ее мнение. Как и мнение сына — Андрея Тарковского-младшего, который живет в Италии. Конечно, у каждого из них — свой Тарковский. Как и у нас, создателей фильма.

«Я не знала, что так хорошо получится», - сказала Марина Арсеньевна. Потом мне позвонили и другие родственники. По интонациям я понял, что у нас получилось. Мы с облегчением вздохнули.

«Солярис» (1972): Донатас Банионис  играет главного героя Криса Кельвина, в роли его жены Хари - Наталья Бондарчук. Фото из архива "7 секретов"
«Солярис» (1972): Донатас Банионис играет главного героя Криса Кельвина, в роли его жены Хари - Наталья Бондарчук. Фото из архива "7 секретов"

До сих пор вспоминаю премьеру в огромнейшем кинотеатре «Октябрь». Обычно на этой главной киноплощадке Москве представляют все знаковые фильмы. Красная дорожка, медийные персоны...

А тут мы со своим документальным кино. Но зал был полон. Пришло полторы тысячи человек. Я был очень удивлен. Ведь фильм не художественный.

В зале было много достойных людей. Народный артист России Валерий Баринов вспомнил, как мы вместе с Андреем Тарковским приезжали еще в Ленинград на премьеру фильма «Андрей Рублев».

«У меня тогда было одно чувство — только бы фильм не кончался», - сказал Валерий Баринов. По его словам, такое же чувство у него было и во время просмотра нашего фильма. Такие слова дорогого стоят.

- Николай Петрович, поздравляем с большой премьерой, желаем новых творческих успехов!

Читайте другие фильмы о кино:

Кино на канале "Дмитрий Март"

Новый проект Сергея СВЕТЛАКОВА

«Об инопланетянах - ни слова!» - улыбнулась Юлия ПЕРЕСИЛЬД, главная героиня "Вызова"

"Шаляпин": вышел сериал о великом русском басе

Вселенная Кира Булычева: его книги скрывают немало тайн

Анна КИКИНА, единственный женщина-космонавт "Роскосмоса", вернулась на Землю

Андрею Соколову приятно, когда его называют секс-символом

Рига в роли Москвы: как в Латвии снимали российское кино

Агата Муциниеце, Павел Прилучный в Риге: как латышская школа превратилась в московский загс

Роль Риги в жизни Высоцкого

Русские вороны клевали французов в английском фильме

Как Михаил Ефремов снимался в Риге со своими сыновьями

"Ригу я так и не увидел", - посетовал актёр Театра на Таганке