Найти тему
Загадки истории

Как Европа упорно не хотела видеть в России империю, а в правителе страны – императора

Оглавление

Или императрицу… У нас были в истории периоды, когда государством правили женщины.

Я рекомендую к прочтению эту статью, потому что она довольно необычная и важная, в ней будет рассказано об отношениях «той» Европы к России, которая становилась постепенно империей. Это был очень тяжелый путь. А все вокруг не хотели видеть нашу страну сильной. Когда же Россия стала, действительно, очень сильной, то европейцы просто отказались это признавать.

Когда Россия стала империей

Можно назвать несколько дат, несколько эпох даже. По сути, Россия стала империей еще при Иване Грозном. Может быть, чуть раньше. Но Иван Четвертый подчинил Астраханское и Казанское ханства, расширил границы страны, объединил под своим началом разные народы.

Конечно же, Грозного не называли императором. В Европе его обозначали как «Величество».

И уже тут была некоторая несостыковка. Дело в том, что Иван Васильевич был царем – производное от «цезарь» - от того самого слова «император». А в Европе Грозного хоть и считали независимым монархом, но таких было очень много.

Европейская градация

Когда в 1453 году развалилась Византия, то император в Европе был только один – который правил Священной Римской империей германской нации. Были королевские особы, которые находились по статусу чуть ниже императора. Свободные правители, но всего лишь короли. Всего лишь… И были правители, которые именовались курфюрстами, герцогами. Их уже, в отличие от королей, «Величествами» не называли.

То есть, Иван Грозный был по статусу равен правителям Франции, Англии, Швеции и некоторых других государств.

В целом, уважали, да.

Романовы

А вот, когда на престол взошел Михаил Фёдорович Романов, то ситуация изменилась. И очень сильно. Если знаете, этому предшествовало смутное время, когда у России царя вовсе не было, когда Минин и Пожарский повели народ освобождать Москву от поляков.

Поэтому «рейтинг» наша страна растеряла. К Михаилу относились, можно сказать, с пренебрежением. Его именовали так: «Великий Герцог Московский». Так написано в Вестфальском договоре 1648 года.

То есть, если Иван Грозный, по мнению европейцев, был все же королём, то Михаил – нет. Романова считали всего лишь герцогом – владельцем земель, пусть и немалых.

-2

Официально Россия стала империей при Петре Первом. Впрочем, не все это признавали.

Если подходить к вопросу, ориентируясь на ритуалы, то в 2 ноября 1721 года, во время празднования заключения в сентябре того же года Ништадтского мирного договора, случилось событие, которое дало основания говорить: Пётр Первый стал императором.

Ритуал

В тот день в Санкт-Петербурге на площади выстроили полки, в Неву зашли русские галеры. По протоколу полагалось прочесть документ, подводящий итоги войны. Но архиепископ Феофан Прокопович впервые назвал Петра Отцом Отечества и Императором Всероссийским. Это звучало, как утверждение, но Петру Алексеевичу еще нужно было со всем произнесенным согласиться.

Тогда канцлер, граф Гаврила Головкин попросил правителя принять эти титулы. Все поддержали, все кричали: «Виват!». Пётр отнекивался, но это сделано было ради приличия больше. Потом правитель титулы принял и официально стал императором.

Признание

Как было указано выше, не все государства готовы были считать Петра Первого императором. А ведь правитель России очень этого хотел, долго к этому шел.

Пётр, на самом деле, уже в начале века начал вести себя именно так, как делали императоры. Он сделал Бориса Шереметева графом. Казалось бы – ничего особенного. Но до этого такое право имели только императоры. Пётр чувствовал себя императором. А Меншиков получил титул князя. То есть, Пётр сам явно был не «Великим Герцогом». Нужно брать выше.

-3

Конечно, европейцам это не нравилось. В 1717 году император посетил Париж. И там всем раздали инструкцию, категорически запретили именовать русского «Императорским Величеством».

Постепенно ситуация менялась. Так, например, Пруссия и Голландия еще при жизни Петра Алексеевича признали, что Россия – империя. За ними последовала и Швеция, которую наша страна одолела.

А вот Англия увидела в России империю только в 1734 году, когда Петра уже не было в живых. Священная Римская империя – в 1742 году. Очень долго держалась Испания – до 1759 года. Франция – и того дольше – до года 1772-го. Речь Посполитая (Польша) признала в России империю в 1764 году.

Десятилетиями держались, но все сдались.