Мы не откроем Америку, если скажем, что интерес ребёнка к тому или иному школьному предмету на 80% зависит от того, кто и как его преподаёт. Конечно, есть дети, которых ещё с пелёнок увлекли числа или строение человеческого организма или ещё что-то… Возможно, это будущие математики, программисты, врачи или биологи, но, согласитесь тех, кто рано осознал своё призвание, совсем немного. А для того, чтобы найти свой интерес в жизни и работе, нужен толчок, первый шаг.
О мотивации к учёбе мы уже писали. Давайте поговорим о том, как важно знание истории, почему оно важно и как увлечь ребёнка этим предметом.
Родители слышали не раз: «Ну не знаю я, кто такой Суворов и когда была Великая французская революция, мне это никак жить не мешает». Что на это ответить? «Мешает!».
Знание российской и мировой истории не только делает человека образованным, эрудированным и помогает разгадывать кроссворды, но, что не менее важно:
- История формирует критическое мышление, развивает личность.
- Помогает видеть причинно-следственные связи и перспективу, как масштабных событий, так и своих личных действий и поступков.
- История помогает понять культуру и традиции своей страны и других государств.
- Знания по истории применяются и в других сферах – в экономике и бизнесе, искусствоведении и культурологии, рекламе, кино, литературе и компьютерных играх…
- История учит сопереживать, не делить людей на плохих и хороших.
- Со знаниями по истории гораздо интереснее путешествовать и даже гулять по своему городу, смотреть кино и читать книги.
Но так скучно зубрить даты, заучивать схемы великих сражений, запоминать реформы и биографии правителей и полководцев! Вы сами понимаете, что любое происшествие, даже описание того, что с вами произошло за день, может быть увлекательной историей, а может быть скучнейшим повествованием, все зависит от рассказчика! Так что очень важно, чтобы учитель мог увлечь ребёнка. Не диктовать для записи в тетрадь ключевые даты того или иного периода истории, а давать общую картину хода событий, рассказывать про исторических деятелей не как про кого-то совершенно чужого, кого давно нет, а как про живых людей с чувствами и эмоциями.
Если ваш школьный учитель не такой, есть кружки по истории, а ещё родители могут взять на себя задачу увлечь ребёнка прошлым, конечно для этого вы сами должны хорошо знать и любить этот предмет. При этом вовсе не обязательно быть специалистом во всех периодах и странах, начните с простого и самого близкого…
Лайфхак № 1: История семьи
Составьте генеалогическое древо. Пусть ребёнок поговорит с дедушками и бабушками, узнает, кто были их родители: где и как жили, чем занимались. Может быть, в вашей семье есть какие-то смешные истории, которые передаются из поколения в поколение, или ваши предки чем-то прославились. Посмотрите вместе старые фотографии. А потом спросите, на кого из своих предков ребёнок хотел бы быть похож, есть ли у него уже какие-то планы на будущее и что нужно сделать, чтобы их осуществить.
Так история для ребёнка перестанет быть параграфами из учебников, он поймёт, что она его окружает, что это его собственное прошлое и будущее.
Лайфхак № 2: История своими глазами
Практически в каждом городе есть этнографические и исторические музеи. Если учителя по истории выбрать сложно, то гида – вполне реально. Он и расскажет интересно и покажет предметы из прошлого – стулья, на которых люди сидели пару веков назад, посуду, из которой они ели. Наверняка что-то впечатлит и удивит ребёнка (ну хоть ночные горшки!) настолько, что ему захочется поделиться с друзьями, а это значит, что информация уже отложилась!
То же самое с экскурсиями по городу: история зданий поможет ребёнку представить, как современные знакомые улицы выглядели 100 лет назад, какие люди по ним ходили, во что они были одеты, на чём ездили, как разговаривали, что покупали в магазинах.
Лайфхак № 3: Скандалы, интриги, расследования или кино, книги и компьютерные игры
Художественные исторические фильмы, в которых есть любовь, дружба, ненависть, трагические, грустные и смешные моменты, а ещё красивые декорации, забавные костюмы и парики – самый действенный метод увлечь ребёнка историей.
Только не забудьте обсудить просмотренное, сделать выводы, чтобы у ребёнка отложилась в голове романтическая история не сама по себе, а в историческом контексте. Например, почему любовь служанки и графа закончилась трагически, почему они не смогли создать семью?
Книги, с одной стороны, могут работать так же как и кино, но тут нужно подключать воображение на полную катушку, ведь готовых образов персонажей нет.
Мы напомним , что «Абраказябра» – детское познавательное издательство и, конечно же, у нас есть самые разные книжки по истории (и ни одного учебника!).
Лайфхак № 4: Путешествия во времени
Дети обожают представлять себя на месте героя, который из современности попал в прошлое: сравнить свои джинсы, футболку и кроссовки с одеждой, которую носили много лет назад, понять, какое поведение уместно сейчас, но не в Средневековой Испании или викторианском Лондоне, куда попала Ася Самойлова из книги Юлии Мазуровой «Дверь в Англию». Важно то, что героиня удивляется тому же, чему удивляется читатель, делает акценты на том, что интересно именно современному подростку в прошлом – запахи, еда, двухэтажные омнибусы, в которых женщинам нельзя наверх, отсутствие лекарств, которые есть у нас…
Лайфхак № 5: Прошлое изнутри
История глазами очевидцев прекрасна тем, что они могут рассказать какие-то вещи более детально, потому что не в гостях, а у себя дома: читатель узнаёт их распорядок дня, как они учатся и работают, как общаются между собой, их интересы, вкусы и развлечения. Например, книга Михаила Логинова «1897. Почти детективная история, записанная ученицей московской гимназии» рассказывает о близнецах Павле и Тане Костюшиных. Им предстоит сдавать экзамены, но мальчик поссорился с учителем истории и предмет совсем не знает. Брат с сестрой задумывают опасную авантюру: Таня должна одеться мальчиком и пойти на экзамен вместо Павла. Получится ли?
Вместе с близнецами читатель проводит несколько дней в Москве XIX века и узнает не только, как проходили тогда экзамены, но и, например, как хранили еду, откуда брали воду и т.д. А заодно и о пользе знаний по истории!
В этой же серии ещё одна книжка: «1724. Почти детективная история, рассказанная отроком петровской эпохи на страницах своего дневника».
Лайфхак № 6: Исторические комиксы
Мы уже рассказывали о том, что хорошие комиксы – это так же полезно, как и хорошие книги. Если от томика без картинок, ребёнок будет воротить нос, то от комиксов вряд ли откажется. Они вполне могут стать первым пунктом в вашем плане по увлечению чада историей.
Начните с «Проделок Саши П. и его друзей» Марии Коноплястой. Читателю вместе с сыщиком предстоит выяснить, кто и зачем пробрался на лицейскую кухню. А заодно познакомится с юным Александром Пушкиным, его друзьями и другими историческими личностями, лицейским бытом и интересными фактами и деталями, некоторые из которых его рассмешат, а некоторые – поразят.
Лайфхак № 7: История как мозаика
Если ребёнок наотрез отказывается учить историю, а любое упоминание этого слова навевает на него тоску, почему бы не собирать знания по этому предмету по кусочкам на основе того, чем он увлекается. Например, нравятся машинки – есть книги по истории транспорта, мечтает найти пиратский сундук с золотом – книжка про клады, манят неизведанные земли и приключения – история освоения Сибири, ваш утюг разобран на части – выбирайте книгу про изобретателей…
После прочтения попросите ребёнка рассказать, что ему больше всего понравилось, что его впечатлило, обратите внимание на то, как жизнь, предметы, изобретения и люди менялись с течением времени, как важен опыт прошлых поколений и их знания для того, чтобы двигаться вперёд.